logo
Общий курс транспорта

19. Преимущества морского транспорта и его недостатки.

Преимущества морского транспорта заключаются в сле­дующем: это основной внешнеторговый транспорт (по данным 1995 г. его доля в общем объеме экспортно-импортных грузов составила около 60%). Он имеет широкие международные меж­континентальные связи: морские суда посещают порты более 120 стран мира; практически не ограничена его линейная пропуск­ная способность, что позволяет проектировать и строить транс­портные средства большой грузоподъемности (до нескольких сот тысяч тонн), что нереально для других видов транспорта. Ог­раничивают пропускную способность порты, каналы и другие искусственные сооружения; незначителен удельный расход топ­лива и затрат энергии на единицу перевозок, так как на водном транспорте сопротивление движению значительно меньше, чем на сухопутных видах транспорта; перевозки морским транспор­том в международном сообщении выполняются в основном на дальние и сверхдальние расстояния, в связи с этим средняя даль­ность перевозок грузов составляет 3900 км, что намного выше, чем на других видах транспорта. Отсюда более низкая по сравне­нию с другими видами транспорта себестоимость перевозок.

Основные технико-эксплуатационные особенности и достоинства морского транспорта:

возможность обеспечения массовых межконтинентальных пе­ревозок внешнеторгового оборота;

небольшие первоначальные вложения в транспортные пути;

низкая себестоимость перевоз­ки;

незначительные затраты энергии (топлива) благодаря гладкости пути;

высокая производительность;

практически неограниченная пропускная способность;

высокий уровень механизации перегрузочных работ;

в большом каботаже выгоднее железнодорожных перевозок в не­сколько раз.

К недостаткам морского транспорта можно отнести: зависи­мость от географических особенностей и метеоусловий (тече­ния, ветры, продолжительность навигационного периода); значительные капиталовложения в портовое хозяйство и транс­портный флот. В условиях потери Россией многих крупных мор­ских портов и экономического кризиса последнее обстоятельство затрудняет расширение берегового хозяйства отрасли, а также за­мену списанного флота.

Относительные недостатки морского транспорта:

довольно низкие скорости (из­меряются в узлах1);

некоторая зависимость от клима­тических условий: сильных туманов, течений, ледоставов в устьях пор­тов (навигация до 320 дней в году, на Северном морском пути — с фев­раля-марта по октябрь-ноябрь);

необходимость создания доро­гостоящих портовых хозяйств с высоким уровнем механизации;

ограниченное применение в прямом сообщении;

невысокая эффективность в малом каботаже;

возможные экологические проблемы при перевалке грузов и обработке судов.

Технология работы морского

транспорта:

линейная — закрепление судов за определенными портами и ра­бота по стабильному расписанию, что позволяет использовать суда более экономично, обеспечивает стабильность загрузки, возможность оптимизации маршрутов движения и перегрузочных работ;

рейсовая (трамповая) — суда работают по времени, согласо­ванному с заказчиками;

фрахт — разовые сдачи в наем для отдельных перевозок во внеш­ней торговле без перехода права собственности. Применяется час­то для перевозок грузов третьих стран.