logo
Общий курс транспорта

33. Специальные виды промышленного транспорта.

Основной особенностью специальных видов промышленного транспорта является их стационарность (за редким случаем есть переносные устройства), более узкая специализация по виду гру­за и односторонность потока, поэтому на территории предпри­ятия целесообразно использовать различные виды промышлен­ного транспорта в комплексе. Издержки на транспортировку гру­зов при этом значительно ниже, чем на других видах транспорта. Технические характеристики специальных видов транспорта представлены в табл. 6.2.

Вид транспорта

Производительность, тыс. т/ч

Дальность транспортировки, км

Внутренние перевозки

Внешние перевозки

Конвейерный Подвесной канатный Гидравлический Пневматический

До 40

До 1,0

До 1,0

0,3-0,5

15-50

8-10

25-200

10-15

200

100

450

100

Главным направлением развития специального промышлен­ного транспорта следует считать развитие конвейерной системы, которая характеризуется высокой производительностью труда и низкими расходами на транспортировку. При подземном заложе­нии она позволяет знач^ельно сократить производственные площади. Общая длина конвейерных линий в России — более 3000 км.

Основным классификационным признаком конвейера (транс­портера) является тип тягового и грузонесущего органов. Раз-; личают конвейеры с ленточным, цепным, канатным и другими, тяговыми органами и конвейеры без тягового органа (винтовые, инерционные, вибрационные, роликовые). По типу грузонесу­щего органа конвейеры могут быть ленточными, пластинчатыми, скребковыми, тележечными и др. Наиболее распространены лен­точные конвейеры с грузонесущей резиновой или стальной лен­той, движущейся со скоростью 1—7 м/с.

Специальные виды промышленного транспорта могут быть стационарными, передвижными и переносными, на магнитной подвеске, воздушной подушке, с волновым движителем и др. Транспортное средство с волновым движителем создано для пе­ревозки труб при комплексном освоении нефтяных газовых и других природных месторождений Западной Сибири и Крайнего Севера. В некоторых технологиях для подъема и транспортиров­ки крупногабаритного тяжеловесного груза на незначительные расстояния применяют специальные подъемно-транспортные устройства на воздушной подушке.

Широко используются монорельсовые подвесные дороги. Их конструкция проста и надежна, они требуют незначительных эксплуатационных затрат, но больших первоначальных капита­ловложений. Такие дороги в цехах монтируются на кронштей­нах и тягах, а на открытых участках — на эстакадах под навесом. Транспортный процесс и перегрузочные работы полностью меха­низированы.

При использовании трубопроводного гидравлического транс­порта исключаются перегрузочные работы, и транспортно-технологический процесс делается непрерывным. Общая длина трубо­проводного гидравлического транспорта России — более 2000 км. Этот вид транспорта отличается экологической чистотой, так как отсутствуют пылеобразование и потери грузов. Он позволяет про­кладывать трубопровод по кратчайшему расстоянию, полностью автоматизировать работы, а при подземной укладке экономить производственные площади, однако требует большого расхода во­ды и создает трудности по обезвоживанию груза для потребителя.

Трубопроводный пневмотранспорт с диаметром трубы 200— 1200 мм используется для перевозки контейнеров и вагонеток на расстояния от 10 до 30—50 км при стационарных пунктах погруз­ки-выгрузки. При объемах перевозки 1 млн т в год и расстояниях перевозки 25 км производительность его выше, чем конвейерного и канатноподвесного. Для движения груза в потоке воздуха ис­пользуются компрессор, воздуходувка и вентилятор или всасы­вающее устройство-вакуумнасос и вентилятор (при разгрузке).

При использовании канатно-подвесного транспорта груз раз­мещают в вагонетках. Преимущество этого вида транспорта за­ключается в том, что он не зависит от рельефа местности, так как строится на опорах; может преодолевать уклоны до 50%о, ма­ло зависит от атмосферных условий и имеет полную автоматиза­цию всего процесса транспортировки.

Лифты используются для транспортировки грузов, при боль­ших пассажиропотоках, например в метро вместо эскалаторов (опыт Западной Европы), а также в учреждениях, в гостиницах.

Промышленный транспорт должен развиваться в двух направ­лениях: во-первых, полностью удовлетворять условиям техноло­гического процесса предприятия и его уровню развития, во-вто­рых, соответствовать по своему техническому состоянию транс­порту общего пользования, с которым он взаимодействует. Тен­денции развития видов промышленного транспорта в основном совпадают с тенденциями развития аналогичных видов магист­рального транспорта. Так, для железнодорожного промышленно­го транспорта характерны следующие направления развития: уве­личение доли электрифицированных дорог, повышение грузо­подъемности транспортных средств, увеличение доли и расшире­ние номенклатуры специализированного парка вагонов, автома­тизация производственных процессов и т. д. Автоматизация тех­нологических процессов, как показал зарубежный и отечествен­ный опыт, уменьшает общее время транспортировки на 25%, по­вышает пропускную способность на 10—30%, а скорость движе­ния на 30—35%.

На локальной производственной территории удобно органи­зовать непрерывный сбор информации об интенсивности движе­ния, скорости для расчета режима движения, сводящего задерж­ки транспорта к минимуму.

В нашей стране и за рубежом широко внедряется система дистанционного управления подвижным составом, особенно на железнодорожном промышленном транспорте, чему способст­вуют привязка к колее и замкнутость территории. Такая система позволяет осуществлять перевозку без машиниста. Примером может служить карьер "Кэрол Майн" (Канада), где на 10-кило­метровой трассе осуществляется перевозка руды составом грузо­подъемностью 100 т (цикл движения имеет продолжительность около 80 мин).

Перспективна тенденция объединения железных дорог от­дельных предприятий, связанных общей технологией производ­ства готовой продукции или развозкой определенного груза, пре­жде всего угля, в единую систему без включения магистральных дорог, по примеру круговой железной дороги США. Прообраза­ми такой системы можно считать систему обслуживания комби­натом "Экибастузуголь", продукция которого перевозится по же­лезной дороге в кольцевых маршрутах 15 крупным электростан­циям; система "Ритм" на Московской и Юго-Восточной желез­ных дорогах при перевозке руды на Новолипецкий металлур­гический комбинат и др.

Для автомобильного промышленного транспорта необходима разработка большегрузных самосвалов, думперов и автокаров разнообразных конструкций, более широкое применение элек­тромобилей, а также широкая автоматизация транспортного про­цесса, особенно в карьерных перевозках.

Важным направлением является развитие транспорта непре­рывного действия, увеличение протяженности его линий, вне­дрение автоматизированных систем управления, а также повы­шение эффективности механизации перегрузочных работ, что влияет на оборот транспортных средств и показатели работы ма­гистральных видов транспорта.

Сложность развития и управления промышленным транспор­том заключается в различной ведомственной подчиненности дос­таточно раздробленных предприятий. Вместе с тем промышлен­ный транспорт находится в прямом контакте с начальными и ко­нечными участками магистрального транспорта, т. е. зарождение грузопотоков начинается с промышленного транспорта, например на магистральных железных дорогах с его участием осуществляет­ся более 90% отправлений и свыше 80% прибытия грузов. Поэто­му выработка согласованной технической, технологической и эко­номической политики взаимодействия промышленного и магист­рального транспорта является весьма важной задачей.

Сферы рационального использования различных видов промышленного транспорта

Сфера применения того или иного вида промышленного транспорта определяется прежде всего номенклатурой грузов, мощностью грузопотоков и дальностью перевозок. Так, уголь, железорудный концентрат, песок, щебень, песчано-гравийная смесь и другие массовые навалочные грузы могут перевозиться практически любыми видами промышленного транспорта; сы­рая руда, агломерат, мелкая сортировочная руда — конвейерным, канатно-подвесным и частично пневмотранспортом.

Железнодорожный и автомобильный транспорт применяются для перевозки всех родов грузов (они осуществляют до 80% всех внутрипроизводственных перевозок); пневмотранспорт использу­ется при перевозке бытовых отходов, песка, гравия и других на­сыпных грузов; гидравлический — при перевозке насыпных гру­зов, в том числе глины, угля, мела, фосфогипса и т. п.; моно­рельсовым подвесным транспортом перевозят длинномеры, тар­ные грузы (в бочках, ящиках, поддонах).

Основные массовые грузы на предприятиях многих отраслей промышленности перевозятся железнодорожным промышлен­ным транспортом. Выполняемый им объем перевозок в 3 раза превышает объем работы магистрального железнодорожного транспорта и в 6 раз — объем перегрузочных работ на всех видах транспорта общего пользования. Причем наибольшее значение он имеет на предприятиях черной металлургии (45% по объему и. 37,6% по грузообороту подъездных путей), в угольной промыш­ленности (22,8% по объему и 30,1% по грузообороту), в промыш­ленности Строительных материалов (соответственно 10,5 и 8,9%).

Промышленный транспорт некоторых отраслей, особенно черной металлургии и угольной промышленности, располагает разветвленной сетью подъездных железнодорожных путей, спе­циализированным подвижным составом (хопперы для кокса, думпкары, большегрузные платформы для крупногабаритных и тяжеловесных грузов и др.), устройствами комплексной механи­зации и автоматизации перегрузочных и складских работ, кото­рые способствуют понижению себестоимости перевозок и повы­шению производительности труда, а также дают возможность формировать кольцевые маршруты.

Автомобильный транспорт при сравнительно небольших объе­мах перевозок (20—25 млн т в год) используется в карьерах в каче­стве основного, а при больших объемах — в комбинации с други­ми видами транспорта, т. е. в смешанном сообщении. Доля авто­транспорта в перевозках грузов из карьеров нерудных ископаемых, Цветных металлов и горно-химического сырья составляет 85—90%; горной массы для черной металлургии — около 40%.

В карьерах применяется троллейвоз. Его скорость составляет 10-12 км/ч.

Трубопроводный пневмотранспорт применяют для транспорти­ровки твердых грузов в цилиндрических контейнерах или вагонет­ках под действием воздушной струи при наличии грузопотоков 0,1—5 млн т в год. Пневмотранспорт, перемещающий пылевидные или мелкой фракции грузы, требует создания аэросмеси, т. е. груз как бы перемешивается с воздухом, нагнетаемым компрессорами.

Гидравлический транспорт транспортирует грузы в виде водных смесей пульпы, что в свою очередь требует измельчения крупных фракций груза при отправке и удаления воды у грузополучателя. Процесс обезвоживания грузов происходит на специальном обору­довании, что несколько усложняет систему транспортировки.

Гидравлический транспорт широко применяется для непо­средственной связи нескольких предприятий, Например, между Норильским ГОК и местным металлургическим комбинатом пе­ревозка рудных концентратов осуществляется данным видом транспорта на расстояние 40 км; в системе Стойленской ГОК — Новолипецкий металлургический завод расстояние перевозки со­ставляет 230 км.

Трубопроводный промышленный транспорт широко исполь­зуется для транспортировки жидких грузов (спиртов, молока, нефтяных производных и т. п.) во многих отраслях.

Подвесные канатные дороги применяются в условиях сложно­го рельефа местности при объемах перевозок 2 млн т в год на расстояние 20—30 км. Их применяют также при раздельном рас­положении производственных территорий, разделенных, напри­мер, проезжей частью дорог общего пользования. Канатные до­роги широко используются в рудниках, в производстве стройма­териалов, в текстильной и других отраслях промышленности.

Применение конвейера бесспорно при потоке грузов 3—5 млн т в год на расстояние до 20 км. В производстве нерудных строи­тельных материалов по нему транспортируются грузы непосред­ственно от карьера до перерабатывающего производства или грузовой станции; на металлургических предприятиях конвейеры используются для доставки руды и другого сырья на аглофабрику, а затем в бункер доменного и сталеплавильного цехов и т. п.

Водные виды транспорта применяются в промышленном про­изводстве, расположенном на берегах рек, озер и морей, в част­ности, на бумагоделательных предприятиях.

Воздушный промышленный транспорт представлен в основном вертолетами и используется прежде всего как внешний, в частно­сти для снабжения производств, основа которых — сборочный конвейер. Например, в первые годы работы Волжского автомо­бильного завода отдел снабжения использовал несколько вертоле­тов, так как работа производственного конвейера была связана с 60 предприятиями-смежниками, в том числе зарубежными.