logo
Общий курс транспорта

34. Технико-экономическая характеристика автомобильного транспорта.

Большая роль автомобильного транспорта на транспортном рынке страны обусловлена его специфическими особенностями и преимуществами перед другими видами транспорта, которые заключаются в следующем: высокая маневренность и подвиж­ность, позволяющие быстро сосредоточить транспортные средст­ва в необходимом количестве и в нужном месте; способность обеспечивать доставку "от двери до двери"' без дополнительных перевалок и пересадок в пути следования; высокая скорость дос­тавки и обеспечение сохранности грузов, особенно при перевоз­ках на короткие расстояния; широкая сфера применения по ви­дам грузов, системам сообщения и расстояниям перевозки; необ­ходимость меньших капиталовложений в строительство автодо­рог при малых потоках грузов и пассажиров (при крупных они приближаются к стоимости железнодорожного строительства).

Наиболее эффективной сферой использования автомобильно­го транспорта являются короткопробежные перевозки. Средняя дальность перевозки i т груза составляет 20—24 км. В этой связи доля автомобильного транспорта в суммарном грузообороте составляет около 6 %.

Автомобильный транспорт обеспечивает главным образом внутрирайонные перевозки грузов и пассажиров, осуществляет Централизованные перевозки от железнодорожных станций и

1985 г.

1990 г.

1998 г.,

2000 г.

2010 г.

1 юкязатсль

(РСФСР)

(прйгноэ)

Объем перевозок гру-

14,1

15,3

5,2

11.,8

16,0

зов, млрд т

Грузооборот, млрд т • км

277,0

291,4

123,8

256,0

375,0

Средняя дальность пере-

18,8

19,6

23,8

21,7

23,4

возки 1 т груза, км

Объем перевозок пасса-

37,2

40,5

24,4

40,6

46,4

жиров, млрд пассажиров

Пассажи рообо рот,

464,0

524,0

216,9

539,0

662,0

млрд пассажиро-км

Средняя дальность по-

12,5

12,9

8,9

13,3

14,2

ездки 1 пассажира, км

портов и обратно. Особенно широко используется автотранс­порт в горнорудной промышленности, строительстве, сельском хозяйстве и торговле. Основные показатели работы автомобиль­ного транспорта с учетом перспектив его развития представлены в табл. 5.2.

Прогнозы показывают, что этот вид транспорта в России мо­жет расширить свою долю на рынке транспортных услуг, особен­но в связи с неизбежным развитием дорожного строительства в стране и дальнейшим совершенствованием и увеличением парка подвижного состава.