logo
4к-2сесия / МНС 09з-1 4курс / Транспортный менеджмент (4к) (МНС) / КОНСПЕКТЫ / Конспект Транспортний менеджмент (4к)

Типы грузовых перевозок

Различают местные грузовые перевозки, перевозки грузов на дальние расстояния, пригородные перевозки грузов предприятиями собственным транспортом, перевозки грузов на новую квартиру, а также перевозка грузов по дорогам с усовершенствованным покрытием (международные автомобильные грузовые перевозки).

Местные грузовые перевозкипредставляют собой грузовые перевозки автомобильным транспортом в пределах радиуса 50 км. На осуществление местных грузовых перевозок требуется специальное разрешение. Разрешение выдается предпринимателю на его фамилию. Таким образом ему разрешается использовать для местных грузовых перевозок любое число автотранспортных единиц. Фрахтовые ставки могут быть на 10% больше или на 30% меньше тарифа на местные грузовые перевозки. Страхование перевозимого груза не обязательно.

Перевозки грузов на дальние расстояния– это перевозки грузов автомобильным транспортом за пределами местной зоны (общие перевозки грузов на дальние расстояния, международные перевозки грузов на дальние расстояния) или на расстояние до 150 км (областные перевозки грузов на дальние расстояния). На осуществление этих перевозок тоже требуется соответствующее разрешение.

Заключение и выполнение договора на перевозку груза регламентируется правилами движения автомобильного транспорта и другими нормативными законами. В обязательном порядке на перевозки заполняется накладная. Для исчисления оплаты за перевозку и дополнительных сборов применяются предписания тарифа на дальние грузовые перевозки автомобильным транспортом.

При перевозке штучных грузов в тарифе учитываются вес и расстояние, а при перевозке повагонных грузов – класс груза. Тарифные ставки по договоренности могут изменятся в пределах определенной маржи (10% надбавок и скидок). Предприниматель, занимающийся перевозками грузов на дальние расстояния, обязан возмещать все убытки, если они возникли в период между приемкой и доставкой груза по установленным законом максимальным ставкам. Предприниматель, занимающийся перевозками грузов на дальние расстояния, обязан застраховать грузы от убытков.

Местные и дальние перевозки грузов предприятий осуществляются собственным транспортом в тех случаях, если перевозятся грузы, применяемые на предприятии, водитель является работником этого предприятия и автомобиль принадлежит этому же предприятию.

Перевозка грузов домашнего обихода– это перевозка домашних вещей при переезде на новую квартиру, наследства, брачного имущества при помощи автотранспорта. Для осуществления таких перевозок требуется специальное разрешение. В каждом автомобиле у водителя должен быть один экземпляр разрешения (лицензия). На перевозки домашнего обихода и точно так же, как и на перевозки грузов на дальние расстояния распространяются обязанность возмещения причиненных убытков.

Основой для исчисления оплаты за перевоз является погрузочный объем (размер кузова автомобиля для перевозки мебели) и тарифное расстояние (км).

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ АВТОТРАНСПОРТОМ

В течение длительного времени участие автомобильного транспорта в международных перевозках сводилось к подвозу груза к железным дорогам и доставке его с железнодорожных станций получателям. Начиная с середины 60-х гг. автомобильный транспорт постепенно начал участвовать в международных перевозках, а в 90-х гг. он занял ведущее положение в торговле со многими странами Западной Европы. Особенно это касается завоза импортных товаров.

В хозяйстве страны автомобильный транспорт приобретает все большее значение и начинает конкурировать с железнодо­рожным, особенно когда речь идет о перевозках готовой продукции. В 1995 г. в России автомобильным транспортом перевезено более 20 млн. т грузов, а его грузооборот составил более 40 млрд. ткм. Во внешнеторговых перевозках России автотранспортом ежегодно перевозится 2-3% грузов внешней торговли. Столь небольшой процент объясняется тем, что данный вид транспорта используется почти исключительно для перевозки готовой продукции, чья масса невелика. Если же взять стоимостной показатель работы автомобильного транспорта в международных сообщениях, то его доля окажется выше.

В Украине международные перевозки грузов осуществляются в основном специализированными автотранспортными предприятиями, крупнейшим из которых является "Укрвнештранс". Возможен выезд за рубеж собственного автотранспорта предприятий, компаний и фирм, которые зафиксировали в своих уставах подобную деятельность. В этом случае необходимо, чтобы подвижной состав отвечал установленным европейским стандартам, а сама перевозка была организована в соответствии с положениями международных конвенций. В орга­низации и осуществлении международных автомобильных перево­зок грузов внешней торговли Украины активно участвуют и иностранные автотранспортные и экспедиторские предприятия, а также автотранспорт иностранных компаний. Доля иностранных автопредприятий в общем объеме перевозимых грузов внешней торговли автотранспортом, по оценкам, составляет 45-50%.

На начало 1996 г. лицензиями на осуществление международных автомобильных перевозок обладало более 2,5 тыс. юридических лиц - владельцев автотранспортных средств. В течение 1995 г. на территорию России заезжали автотранспортные средства, принадлежащие более чем 4,5тыс. иностранных перевозчиков или эксплуатируемые ими.

Основное содержание договора на международную

автомобильную перевозку

Независимо от того, украинская или иностранная автотранспортная компания осуществляет международную перевозку, отношения с ней строятся на основании договора. Договор может быть заключен с перевозчиком как отправителем, так и получателем товара. Структура договора имеет стандартное для подобного рода документов содержание и состоит из следующих основных разделов:

Основное обязательство перевозчика- осуществить доставку товара в указанное отправителем место и в обусловленные сроки. Указываются сроки предъявления заявок на подвижной состав.

Основная обязанность заказчика- подать в оговоренные сроки заявку на автотранспортное средство, предъявить обусловленное количество груза и оплатить цену перевозки. Еще одной обязанностью грузовладельца является необходимость своевременной загрузки и разгрузки автотранспортных средств.

Весьма важным является стоимость перевозки и порядок оплаты. В договоре, как правило, приводится фиксированная сумма оплаты каждой конкретной перевозки. Оплата производится против счетов, которые выставляет перевозчик заказчику. Если клиент является новым для данной автотранспортной компании, то перевозчик обычно ставит условие о предоплате или выплате аванса.

Стороны безусловно несут материальную ответственность за несоблюдение условий договора. Каждая из сторон должна точно и своевременно исполнять условия договора и способствовать его выполнению другой стороной. Перевозчик несет ответственность за убытки, причиненные заказчику вследствие ненадлежащего выполнения договора, а также при полной или частичной утрате, повреждении груза, ухудшении его качества и несоблюдении сроков доставки. Заказчик несет ответственность за убытки, причиненные перевозчику вследствие ненадлежащего исполнения договора, за невыполнение условий конкретных договоров перевозки и за необоснованный отказ в оплате или просрочки платежей.

Претензии по договору должны подаваться в установленные сторонами сроки. Датой предъявления претензии считается дата штемпеля почтового отправления. Сторона, получившая претензию, должна рассмотреть ее и оповестить о своем решении партнера в сроки, также определяемые договором. В случае отклонения претензии заявляющая сторона имеет право обратиться в арбитраж. В случае, если сторонами договора являются российские компании, то чаще всего арбитром выступает Международный коммерческий арбитражный суд при Торговой промышленной палате Украины. Решения арбитража обязательны для обеих сторон.

Прочие условия договора касаются в основном времени вступления его в силу, сроках действия и окончания, а также расторжении по инициативе какой-либо из сторон. Все изменения и дополнения к договору действительны только в случае, если они совершены в письменной форме и подписаны уполномоченными на это лицами.

Заключая договор с автотранспортной компанией, заказчик должен понимать, что юридической основной международной автомобильной перевозки является "Конвенция о договоре международной дорожной перевозки груза". Поэтому содержание договора не должно противоречить основным положениям Конвенции, так же, как и вопросы пересечения автотранспортом границ решаются "Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП". Об этих важнейших Конвенциях речь пойдет ниже, в двух следующих разделах.