Зм 1. Основы транспортного процесса общие понятия и положения
Понятие «транспортный процесс»употребляется обычно для обозначения целесообразного функционирования транспорта в рамках режима или страны по удовлетворению ими перевозочных потребностей государства и населения.
Качество транспортного процесса во многом зависит от уровня техники, технологии, организации и управления. Термин «транспортный процесс» является аналогичным «процесс производства», принятому в промышленности и других отраслях народного хозяйства. В виде синонима иногда используется термин «перевозочный процесс», хотя он имеет более ограниченный смысл и обращает комплекс конкретных операций, связанных непосредственно с доставкой грузов и пассажиров из пунктов отправления в пункты назначения.
Средства транспорта условно делятся на две характерные категории: постоянное средство, включающие собственно путь (дорогу) и стационарные сооружения со всем их образованием: подвижной состав, к которому относятся все активные (самодвижущиеся) и пассивные (прицепные) единицы, непосредственно осуществляющие передвижение грузов и пассажиров. Масштабы и технический уровень транспортного хозяйства (оснащения) во многом определяют потенциал данного транспорта, но само по себе оснащение не гарантирует выполнения возложенных на транспорт задач. Для этого необходимы технология, организация и система управления транспортным процессом.
Технология определяет порядок исполнения соответствующих операций с указанием их продолжительности, последовательности и параллельности используемого инструмента и оборудования, затрат материалов и труда. О технологии обычно говорят применительно к отдельным подразделениям транспорта и их функциям. Так, например, существуют технологии: технического обслуживания автомобиля, локомотива, судна, самолета, пути (автодороги); производства грузовых работ на станции, в порту, на железнодорожной станции, судна в порту; производство ремонтных работ и т.п.
Существуют технологические процессы станции, морских и речных портов, аэропортов и других подразделений транспорта в виде официально утвердительных документов, по существу представляющих свод отд-
дельных технологий по важнейшим технологическим и коммерческим функциям данного подразделения.
Таким образом, технология транспортного процесса – понятие собирательное, отражающее наличие строго регламентированного порядка линейных транспортных предприятий при осуществлении ими перевозки груза и пассажиров, включая и те операции, которые производятся на стадии подготовки средств транспорта к выполнению перевозок.
Под организацией транспортного процессав самом общем виде понимают комплекс принципиальных положений, методов и структурных схем, предусматривающих увязку деятельности отдельных звеньев транспорта при исполнении ими перевозочного процесса в границах более или менее крупных подразделений транспорта (направления, региона).
Транспортный менеджмент представляет сферу деятельности людей и руководящего состава транспорта и в основном заключается в контроле и обеспечении взаимодействия подразделений и служб на стадиях подготовки и непосредственного осуществления транспортного процесса. На стадии подготовки управление представляет собой по существу научно-техническое и экономическое руководство разработкой наиболее эффективных проектов, планов, выбором новейших образцов техники, технологии и организации. На стадии непосредственного осуществления транспортного процесса управление – это контроль и оперативное командование всеми средствами и кадрами в рамках компетенции каждого звена или транспорта в целом с целью обеспечения установленных планов и звеньев.
Во всех случаях управление состоит в совокупности мер по руководству аппаратом и подчиненными звеньями с целью обеспечения нормативного течения процессов и достижения заданных результатов с минимальными затратами времени, средства труда. Здесь важно подчеркнуть различие между понятиями «организация» и «управление». Образно можно сказать, что организация– это как бы анатомия транспортного процесса, ауправление – его физиология.
Не умаляя значения всех элементов и форм деятельности на транспорте, следует отметить ведущую роль функций управления, которая в конечном счете определяет уровень работы транспорта и соблюдение ими требований, предъявляемых с ее стороны государством и населением. Одна из важнейших задач управления заключается в подготовке и воспитании кадров.
- Конспект лекцій
- Форма навчання – заочна
- Зм 1. Основы транспортного процесса общие понятия и положения
- Основные показатели работы транспорта
- Материально-техническая база различных видов транспорта
- Железнодорожные грузовые перевозки
- Оформление договора на перевозку грузов.
- Дополнительные транспортные услуги на перевозку груза.
- Типы грузовых отправок по объему.
- Тарифное дело и таксировка.
- Ответственность железных дорог.
- Международные железнодорожные грузовые перевозки.
- Вопросы и задания:
- Зм 3. Организация грузовых перевозок
- Зм 4. Предпринимательская деятельность в области грузовых перевозок
- Обязанности фрахтовщика
- Права фрахтовщика
- Вопросы и задания:
- Перевозка сборных грузов
- Обязанности экспедитора
- Вопросы и задания:
- Управляющий складом
- Виды складского хранения
- Складские квитанции
- Обязанности управляющего складом
- Права управляющего складом
- Вопросы и задания:
- Зм 5. Грузовые перевозки автомобильным транспортом
- Типы грузовых перевозок
- Основные условия осуществления международных автомобильных перевозок
- Международные перевозки автотранспортом предприятия
- Зм 7. Автоматизированные склады
- Вопросы и задания:
- Зм 8. Перевозка грузов на морских судах
- Вопросы и задания:
- Зм 9. Перевозка грузов на судах внутреннего плавания
- Зм 10. Воздушные грузовые перевозки
- Правовые основы воздушных грузовых перевозок
- Перевозочные документы
- Ответственность за убытки
- Вопросы и задания:
- Перевозка и хранение опасных грузов
- Вопросы и задания:
- Основные понятия и определения
- Зм 11. Технико-эксплуатационные показатели работы грузового подвижного состава
- Определение производительности подвижного грузового автотранспорта
- Определение потребности в подвижном составе для выполнения планового объема перевозок
- Основные фонды автомобильного транспорта
- Оборотные фонды
- Зм 12. Основные расчеты по автобусным перевозкам
- Зм 13. Качество пассажирских перевозок в городах. Категории комфорта в системе гот
- Зм 14. Транспортная политика и переход от управляемого государством хозяйства к рыночному стремление к получению прибыли – предпосылка экономичности
- Децентрализация и дебюрократизация
- Роль государства при приватизации
- Приватизация - ее состояние и
- Приватизация в федеративной республике германии и в бывшей гдр
- Модель германии
- Избранные специальные проблемы
- Подведение итогов приватизации и либерализации
- Литература