Материально-техническая база различных видов транспорта
Материально-техническая база транспорта включает транспортные средства (вагоны, локомотивы, флот, автомобили), технические устройства исследования (станции, депо, порты и т.д.), а также ремонтные предприятия, путевое (дорожное) хозяйство, средства автоматики, телемеханики и связи. Детально все эти элементы изучают специалисты транспорта, а менеджеры всех уровней должны иметь представления о тех элементах, которые встретятся им в практической деятельности: вагонах, грузовых станциях, автотранспортных средствах, автотранспортных предприятиях, флоте, портах и др.
Железнодорожный транспорт.К материально-технической базе железнодорожного транспорта относят путь и путевое хозяйство, вагоны и вагонное хозяйство, локомотивы и локомотивное хозяйство, станции, грузовые дворы, товарные конторы, грузовое и весовое хозяйство и др. рассмотрим некоторые элементы железнодорожного транспорта, с которыми взаимодействуют снабженческие и сбытовые органы.
Вагонный парк состоит из пассажирских и грузовых вагонов. Грузовые вагоны подразделяют на универсальные (крытые полувагоны, платформы и цистерны) и специализированные, приспособленные для перевозки определенного вида груза (изотермические, цементовозы, кислотные и другие). Крытые вагоны используют для перевозки ценных грузов, боящихся атмосферных осадков; полувагоны - для массовых навалочных и лесных грузов; цистерны - для наливных грузов (бензин, керосин, масло и др.). Тяжеловесные и крупногабаритные грузы перевозят в транспортерах грузоподъемностью свыше 400 тонн.
Каждый тип вагона характеризуется грузоподъемностью и вместимостью, массой тары и другими показателями (см. табл.1). Грузоподъемность определяется количеством груза в тоннах, которое может быть погружено в данный вагон в соответствии с прочностью его ходовых частей, рамы и кузова, вместимость - произведением длины вагона на его ширину и высоту.
Технический коэффициент тары вагона Кт представляет собой отношение тары вагонаРтк грузоподъемности вагонаq:
Кт = Рт / q .
Таблица 1
Тип вагона | Грузоподъемность, т | Полный объем кузова, м3 | Удельная грузоподъемность, т/ м3 | Длина вагона по осям сцепления, м |
Тара, т | Технический коэффициент |
Четырехколесный цельнометаллический |
64 |
120,0
|
0,53 |
14,73 |
23,0 |
0,359 |
Восьмиосный полувагон цельнометаллический |
125
|
137,5 |
0,909 |
20,24 |
45,5 |
0,364 |
Четырехосная платформа с Металлическими бортами |
65
|
- |
- |
14,62 |
21,0 |
0,354 |
Двадцатиосный транспортер |
400
|
- |
- |
58,14 |
195,6 |
0,49 |
Четырехосный автономный рефрежераторный вагон |
39 |
99,8 |
0,391 |
22,08 |
45
|
1,154 |
Чем меньше коэффициент тары Kт , тем меньше доля тары в общей массе поезда брутто и, следовательно, эффективнее используется мощность локомотива, а также провозная и пропускная способность железной дороги.
Погрузочный коэффициент тары вагона Kптопределяется отношением тары вагонаРтк массе грузаРгрв нем :
Kпт = Рт / Ргр .
Этот коэффициент отражает возможности использования вагонов в груженом состоянии. Коэффициент удельного объема вагона Куд- отношение полного вагонаПв (м³) к его грузоподъемностиq:
Куд = Пв / q .
Чем выше этот показатель, тем шире номенклатура грузов, которая может перевозиться с полным, или близким к полному, использованием грузоподъемности вагона данного типа.
Коэффициент удельной грузоподъемности вагона Куд"– отношение грузоподъемности вагона к его полному объему:
Куд" = q / Пв .
Чем ниже удельная грузоподъемность, тем шире номенклатура грузов, которые могут перевозиться в вагонах данного типа с полным, или близким к полному, использованием его грузоподъемности.
Важнейшим элементом роста производительности вагонного парка является полное использование грузоподъемности и вместимости вагонов. О степени использования грузоподъемности и вместимости вагона при перевозке того или иного груза можно судить по соответствующим коэффициентам.
Коэффициент использования грузоподъемности Кгр определяется отношением массы в вагонеРгр(т) к его грузоподъемностиq(т):
Кгр = Ргр / q .
Коэффициент вместимости Кврассчитывается делением объема груза в вагонеПгр (м³) на вместимость вагонаПв(м³):
Кв = Пгр / Пв .
Чем ближе к единице числовое значение этих коэффициентов, тем выше показатель грузоподъемности вагона. Для улучшения использования грузоподъемности проводят различного рода мероприятия: уплотнение груза, выбор типа вагона в соответствии с характером груза, погрузка с "шапкой", стандартизация тары и др.
Важнейшей коммерческой операцией железной дороги является правильное определение массы отправляемой продукции.
По массе, указанной в перевозочных документах, отправители ряда грузов учитывают выполнение производственных заданий, а также плановых поставок сырья, материалов и готовой продукции; по массе отправленной продукции ведутся расчеты между предприятиями, определяется грузооборот транспорта и взыскиваются провозные платежи.
Принимая к перевозке огромные материальные ценности, железные дороги несут ответственность за их сохранность. Один из наиболее объективных показателей сохранности груза - его масса, неизменность которой свидетельствует о том, что дорога выполнила возложенные на нее обязанности. Выпускаемые отечественной промышленностью весоизмерительные приборы характеризуются предельной грузоподъемностью, которая колеблется от 25 кг до 200 т. Применяемые на грузовых станциях весы подразделяют на следующие группы: настольные, платформенные (товарные) передвижные и стационарные, автомобильные передвижные и стационарные, вагонные, крановые и др. Типы весов и их предельную грузоподъемность определяют исходя из того, какая продукция будет взвешиваться.
Необходимое количество весовых приборов Nвможно определить по формуле:
,
где Q - общий объем перерабатываемого груза, т;
Кн -коэффициент неравномерности поступления грузов;
П - производительность весов избранного типа (т/ч, т/сут., т/смена).
Производительность весов может быть определена по формуле:
,
где q - грузоподъемность весов, т;
Т - время работы склада, ч;
Кгр - коэффициент использования весов по времени;
m- время, затрачиваемое на один отвес, ч.
Выбор типа и вида весоизмерительных приборов, определение их количества и размещение на грузовом дворе имеют большое значение для ускорения погрузо-разгрузочных операций.
- Конспект лекцій
- Форма навчання – заочна
- Зм 1. Основы транспортного процесса общие понятия и положения
- Основные показатели работы транспорта
- Материально-техническая база различных видов транспорта
- Железнодорожные грузовые перевозки
- Оформление договора на перевозку грузов.
- Дополнительные транспортные услуги на перевозку груза.
- Типы грузовых отправок по объему.
- Тарифное дело и таксировка.
- Ответственность железных дорог.
- Международные железнодорожные грузовые перевозки.
- Вопросы и задания:
- Зм 3. Организация грузовых перевозок
- Зм 4. Предпринимательская деятельность в области грузовых перевозок
- Обязанности фрахтовщика
- Права фрахтовщика
- Вопросы и задания:
- Перевозка сборных грузов
- Обязанности экспедитора
- Вопросы и задания:
- Управляющий складом
- Виды складского хранения
- Складские квитанции
- Обязанности управляющего складом
- Права управляющего складом
- Вопросы и задания:
- Зм 5. Грузовые перевозки автомобильным транспортом
- Типы грузовых перевозок
- Основные условия осуществления международных автомобильных перевозок
- Международные перевозки автотранспортом предприятия
- Зм 7. Автоматизированные склады
- Вопросы и задания:
- Зм 8. Перевозка грузов на морских судах
- Вопросы и задания:
- Зм 9. Перевозка грузов на судах внутреннего плавания
- Зм 10. Воздушные грузовые перевозки
- Правовые основы воздушных грузовых перевозок
- Перевозочные документы
- Ответственность за убытки
- Вопросы и задания:
- Перевозка и хранение опасных грузов
- Вопросы и задания:
- Основные понятия и определения
- Зм 11. Технико-эксплуатационные показатели работы грузового подвижного состава
- Определение производительности подвижного грузового автотранспорта
- Определение потребности в подвижном составе для выполнения планового объема перевозок
- Основные фонды автомобильного транспорта
- Оборотные фонды
- Зм 12. Основные расчеты по автобусным перевозкам
- Зм 13. Качество пассажирских перевозок в городах. Категории комфорта в системе гот
- Зм 14. Транспортная политика и переход от управляемого государством хозяйства к рыночному стремление к получению прибыли – предпосылка экономичности
- Децентрализация и дебюрократизация
- Роль государства при приватизации
- Приватизация - ее состояние и
- Приватизация в федеративной республике германии и в бывшей гдр
- Модель германии
- Избранные специальные проблемы
- Подведение итогов приватизации и либерализации
- Литература