Основные условия осуществления международных автомобильных перевозок
Международные автомобильные перевозки грузов в европейских странах, включая Украину и многие страны СНГ, осуществляются на основе положений "Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов" (КДПГ), заключенной в Женеве в 1956 г. (вступила в силу для СССР 1 декабря 1983 г.).
Данная Конвенция применяется ко всякому договору автомобильной перевозки грузов, когда место погрузки груза и место доставки, указанные в контракте, находятся на территории двух различных стран, из которых по крайней мере одна является участницей Конвенции.
Если на части маршрута перевозки автотранспортное средство транспортируется вместе с перевозимым им грузом по морю, железной дороге, внутреннему водному пути или по воздуху, настоящая Конвенция применяется ко всей перевозке в целом.
По положениям данной Конвенции автоперевозчик отвечает как за свои собственные действия и упущения, так и за действия и упущения своих агентов и всех других лиц, к услугам которых он прибегает для осуществления перевозки.
Договор перевозки устанавливается накладной. Полное ее наименование "международная товарно-транспортная накладная", однако в оперативной терминологии она известна под названием накладная ЦМР (СМR), по латинской аббревиатуре названия самой Конвенции.
Накладная составляется в трех оригинальных экземплярах, подписанных отправителем и перевозчиком, причем, эти подписи могут быть отпечатаны типографским способом или заменены штемпелем отправителя и перевозчика (если это допускается законодательством страны, в которой заполнена накладная).
Отправитель в накладной указывает:
наименование, адрес и страну отправителя;
страну и место разгрузки груза (так как это не всегда совпадает с адресом получателя);
страну, место и дату погрузки груза;
прилагаемые товаросопроводительные документы;
знаки, номера, количество мест, род упаковки и наименование груза (если груз опасный, то указывается степень опасности и особые условия перевозки);
вес брутто и объем груза в кубометрах;
объявленную стоимость груза;
условия оплаты;
дату и место составления накладной;
время прибытия автотранспортного средства под погрузку и его убытия (с подписью и штампом).
Перевозчик в накладной указывает:
наименование, страну и адрес перевозчика;
наименование, страну и адрес последующего перевозчика (если он предполагается);
оговорки и замечания перевозчика (в этой графе перевозчик должен максимально точно указать внешнее состояние груза и его упаковки);
данные, имеющие непосредственное отношение к водителям: номер и дату путевого листа, их фамилии, подписи и штамп перевозчика;
регистрационный номер тягача, полуприцепа, их марки;
покилометровый тариф (по украинской и иностранной территории отдельно), тарифное расстояние, различные доплаты.
Получательуказывает дату получения груза, время прибытия автотранспортного средства под разгрузку и убытия с разгрузки. Эта информация также заверяется штампом и подписью получателя.
Первый экземпляр накладной передается отправителю, второй сопровождает груз и предназначен для получателя, третий передается перевозчику. Для удобства расчетов, для таможенного оформления, для учета или отчетности на предприятии рекомендуется составлять лишние два-три экземпляра накладной. В том случае, когда подлежащий перевозке груз должен быть погружен на несколько автотранспортных средств или когда дело касается различных грузов или партий грузов, то отправитель или перевозчик имеет право требовать составления стольких накладных, сколько транспортных средств используется для перевозки, или сколько разных видов или партий грузов подлежит перевозке.
Отправительнесет ответственность за все издержки перевозки и убытки, причиненные ему вследствие неточности или недостаточности указаний в накладной или инструкции, которые даются отправителем для составления накладной или для включения в нее. При принятии груза перевозчик обязан проверить точность записей в накладной относительно числа грузовых мест, их маркировки и номеров, а также внешнего состояния груза. Отправитель имеет право требовать проверки перевозчиком веса брутто или количества груза. Он может также требовать проверки содержимого грузовых мест.
Результаты проверок вносятся в накладную. При отсутствии в накладной обоснованных перевозчиком оговорок презюмируется, что груз и его упаковка были внешне в исправном состоянии в момент принятия груза перевозчиком и что число мест, а также их маркировка и номера соответствовали указанным в накладной.
Отправитель обязан приложить к накладной или предоставить в распоряжение перевозчика все необходимые документы и сообщить все требуемые сведения для выполнения таможенных и иных формальностей.
Отправитель имеет право распоряжаться грузом, в частности требовать от перевозчика прекращения перевозки, изменения места, предусмотренного для доставки груза, или доставки груза не тому получателю, который указан в накладной. Отправитель теряет это право с того момента, когда груз и второй экземпляр накладной переданы получателю.
Перевозчик несет ответственность за полную или частичную потерю груза или за его повреждение, произошедшее в промежуток времени между принятием груза к перевозке и его сдачей получателю. Перевозчик освобождается от этой ответственности, если вины перевозчика нет или имели место обстоятельства, избегнуть которые перевозчик не мог. Перевозчик не может ссылаться на дефекты автотранспортного средства с целью сложения с себя ответственности.
Правомочное по договору лицо может считать груз потерянным, если он не был доставлен в течение 30 дней по прошествии установленного в накладной срока доставки; если же срок не был определен, - то в течение 60 дней со дня принятия груза перевозчиком. Правомочное по договору лицо может при получении им возмещения за утраченный груз просить в письменное форме о его немедленном возвращении в том случае, если груз будет найден в течение года, следующего за уплатой возмещения.
Когда перевозчик обязан возместить ущерб, вызванный полной или частичной потерей груза, размер подлежащей возмещению суммы определяется на основании стоимости груза в месте и во время принятия его для перевозки. Стоимость грузов определяется на основании биржевой котировки, на основании текущей рыночной цены или на основании обычной стоимости товара такого же рода и качества. Размер возмещения не может превышать 25 франков за килограмм недостающего веса брутто. Под франком подразумевается золотой франк весом 10/31 г золота 0,900 пробы. Кроме того, подлежат возмещению: оплата за перевозку, сборы и пошлины, а также прочие возможные расходы, связанные с перевозкой. Перевозчик обязан возместить ущерб, вызванный просрочкой в доставке, если будет доказано, что просрочка нанесла ущерб. В случае повреждения груза перевозчик оплачивает сумму, соответствующую обесцениванию груза. Если получатель принял груз и не установил состояние груза в присутствии перевозчика, а впоследствии были определены заметные потери или повреждения, то считается, что груз был принят получателем в должном состоянии, описанным в накладной.
Подача исков, которые могут возникнуть в результате перевозок, выполненных в соответствии с Конвенцией, может происходить в течение одного года. Однако в случае злоумышленного поступка или вины, которая согласно закону, применяемому разбирающим дело судом, приравнивается к злоумышленному поступку, срок устанавливается в три года.
Срок исчисляется:
в случае частичной потери груза, повреждения его или просрочки в доставке - со дня сдачи груза;
в случае потери всего груза - с тридцатого дня по истечении установленного для перевозки срока или, если таковой не был установлен, с шестидесятого дня по принятии груза перевозчиком к перевозке;
во всех прочих случаях - по истечении трехмесячного срока со дня заключения договора перевозки.
Предъявление рекламации в письменной форме приостанавливает течение срока до того дня, когда перевозчик в письменной форме отверг претензию с возвращением приложенных к ней документов.
Если перевозка, условия которой определяются единственным договором, осуществляется несколькими перевозчиками, каждый из них несет ответственность за всю перевозку. Причем, второй перевозчик и каждый из последующих перевозчиков становятся в силу принятия ими груза и накладной участниками договора на оказанных в накладной условиях. Перевозчик, принимающий груз от своего предшественника, вручает последнему датированную и подписанную им расписку. Он должен отметить свое имя и адрес на втором экземпляре накладной.
Перевозчик, уплативший согласно положениям настоящей Конвенции возмещение за ущерб, имеет право взыскивать с остальных перевозчиков, участвовавших в выполнении данного договора перевозки. В случае неплатежеспособности одного из перевозчиков причитающаяся с него и не уплаченная им часть возмещения распределяется между всеми перевозчиками пропорционально приходящемуся на долю каждого из них вознаграждения за перевозку.
Процедура прохождения границ при международных
автомобильных перевозках грузов
Прохождение границ автотранспортом в европейских странах регулируется "Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП)", принятой ООН 14 ноября 1975 г.
Данная Конвенция (часто ее называют Конвенция TIR по латинской аббревиатуре се названия) касается перевозки грузов, осуществляемой без их промежуточной перегрузки, в дорожных транспортных средствах, составах транспортных средств или контейнерах, с пересечением одной или нескольких границ от таможни места отправления одной из договаривающихся стран до таможни места назначения другой договаривающейся страны. Положения данной Конвенции применяются при условии, что автотранспортные средства, составы или контейнеры отвечают определенным техническим требованиям, сформулированным в данной Конвенции, и допущены к перевозке. Автотранспортные средства должны отвечать соответствующим техническим требованиям, а контейнеры должны быть построены в соответствии с Международной конвенцией по безопасным контейнерам. Главное, на что направлены технические требования, - это недопущение к перевозкам автотранспортных средств и контейнеров, имеющих или способных иметь в своей конструкции места для провоза контрабандных и запрещенных товаров. Допущенное автотранспортное средство должно иметь прикрепленную на видном месте металлическую табличку с надписью "ТIR". Одна табличка помещается спереди, другая сзади.
Грузы, перевозимые с соблюдением процедур данной Конвенции в запломбированных автотранспортных средствах, составах или контейнерах, как правило, освобождаются от таможенного досмотра в промежуточных таможнях транзитных стран. Однако с целью предупреждения злоупотреблений таможенные органы могут в исключительных случаях и, в частности, при наличии подозрения в нарушениях, производить в этих таможнях досмотр груза.
Каждая страна-участница назначает организацию или организации, которые имеют право выдавать "книжки МДП" (в оперативной терминологии эту книжку называют "карнет ТIR") автоперевозчикам, осуществляющим международные перевозки в соответствии с условиями Конвенции. В Украине это Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП). Выдавая автотранспортной компании книжку МДП на перевозку, АСМАП тем самым как бы выступает перед грузоотправителем гарантом того, что данная автотранспортная компания способна осуществить качественную и надежную перевозку.
На каждое автотранспортное средство или контейнер составляется одна книжка МДП. Единая книжка МДП может составляться на состав транспортных средств или на несколько контейнеров, погруженных на одно автотранспортное средство. В этом случае в грузовом манифесте книжки МДП должно указываться отдельно содержимое каждого транспортного средства, составляющего часть состава транспортных средств, или каждого контейнера. Книжка МДП действительна только на выполнение одной перевозки. Она должна содержать такое число отрывных листков, какое необходимо для осуществления данной перевозки (по два листа на страну отправления, назначения, каждую транзитную страну). Грузы, автотранспортное средство, состав или контейнер должны предъявляться в таможне места отправления вместе с книжкой МДП. После проверки таможня накладывает пломбы на автотранспортное средство или контейнер и штемпелюет странички книжки МДП.
Если в промежуточной таможне автотранспортное средство было вскрыто и, следовательно, пломбы нарушены, то после досмотра таможня, его проводившая, навешивает свои пломбы, о чем (делается отметка в книжке МДП - указываются новые номера пломб.
Всякое нарушение положений настоящей Конвенции влечет применение к виновнику предусмотренных законодательством этой страны санкций, в частности, транспортное предприятие может быть временно или постоянно лишено права перевозить грузы в соответствии с положениями данной Конвенции или вообще лишено права осуществлять международные автоперевозки.
Страны-участницы публикуют списки своих таможен, которые предназначены для выполнения операций с книжками МДП.
В случае возникновения споров и претензий каждый участник спора назначает арбитра, и эти арбитры назначают по взаимному согласованию третьего арбитра, который и становится председателем.
Решения арбитражного суда имеют обязательную силу для спорящихсторон.
Тарифы, применяемые при международных
автомобильных перевозках грузов
Каждое автотранспортное предприятие, осуществляющее международные перевозки, имеет собственный прейскурант цен. Цены автоперевозки рассчитываются в зависимости от рода груза, вида отправки (поездная, когда груз занимает одно автотранспортное средство; мелкая - до 1 тонны включительно, занимающая меньше одного транспортного средства; контейнерная), веса груза, расстояния перевозки в расчете на одну тонну или 1 м3, если это объемный груз.
Тарифы строятся по принципу базовой расчетной ставки и надбавок. Базовым считается автомобиль грузоподъемностью 23 т с объемом кузова 68 куб. м.
Надбавки применяются:
за использование специального подвижного состава (надбавка за рефрижератор 10-25% к базовой цене);
за использование состава повышенной кубатурности (полуприцеп "Джумбо" - надбавка 10-15%);
за использование автомобильных платформ-низкорамников (надбавка 70%, так как вероятность обратного груза очень мала и требуются разрешения на проезд отдельных участков дорог);
за негабаритность и тяжеловесность груза;
за срочность перевозки, вплоть до 50%, если подача подвижного состава должна произойти за 24 часа с момента подачи заявки.
При расчете провозной платы расстояние исчисляется по кратчайшему маршруту, за исключением тех случаев, когда это невозможно по дорожным условиям или обстоятельствам.
По территории Украины платежи осуществляются в грн., по территории стран СНГ оплата возможна в рублях (по территории Беларуси), возможна в валюте; по европейским странам только в валюте, причем, расчетной единицей выступает немецкая марка.
Ставки тарифов при международных автомобильных перевозках регулярно пересматриваются автотранспортными предприятиями. На их величину влияют различные факторы, в том числе и общеэкономического характера: инфляция, положение на рынке автоперевозок, конъюнктура рынка и пр.
В тарифах могут устанавливаться размеры штрафов, например, за неправильное оформление товарно-транспортной накладной и другие нарушения условий перевозки.
- Конспект лекцій
- Форма навчання – заочна
- Зм 1. Основы транспортного процесса общие понятия и положения
- Основные показатели работы транспорта
- Материально-техническая база различных видов транспорта
- Железнодорожные грузовые перевозки
- Оформление договора на перевозку грузов.
- Дополнительные транспортные услуги на перевозку груза.
- Типы грузовых отправок по объему.
- Тарифное дело и таксировка.
- Ответственность железных дорог.
- Международные железнодорожные грузовые перевозки.
- Вопросы и задания:
- Зм 3. Организация грузовых перевозок
- Зм 4. Предпринимательская деятельность в области грузовых перевозок
- Обязанности фрахтовщика
- Права фрахтовщика
- Вопросы и задания:
- Перевозка сборных грузов
- Обязанности экспедитора
- Вопросы и задания:
- Управляющий складом
- Виды складского хранения
- Складские квитанции
- Обязанности управляющего складом
- Права управляющего складом
- Вопросы и задания:
- Зм 5. Грузовые перевозки автомобильным транспортом
- Типы грузовых перевозок
- Основные условия осуществления международных автомобильных перевозок
- Международные перевозки автотранспортом предприятия
- Зм 7. Автоматизированные склады
- Вопросы и задания:
- Зм 8. Перевозка грузов на морских судах
- Вопросы и задания:
- Зм 9. Перевозка грузов на судах внутреннего плавания
- Зм 10. Воздушные грузовые перевозки
- Правовые основы воздушных грузовых перевозок
- Перевозочные документы
- Ответственность за убытки
- Вопросы и задания:
- Перевозка и хранение опасных грузов
- Вопросы и задания:
- Основные понятия и определения
- Зм 11. Технико-эксплуатационные показатели работы грузового подвижного состава
- Определение производительности подвижного грузового автотранспорта
- Определение потребности в подвижном составе для выполнения планового объема перевозок
- Основные фонды автомобильного транспорта
- Оборотные фонды
- Зм 12. Основные расчеты по автобусным перевозкам
- Зм 13. Качество пассажирских перевозок в городах. Категории комфорта в системе гот
- Зм 14. Транспортная политика и переход от управляемого государством хозяйства к рыночному стремление к получению прибыли – предпосылка экономичности
- Децентрализация и дебюрократизация
- Роль государства при приватизации
- Приватизация - ее состояние и
- Приватизация в федеративной республике германии и в бывшей гдр
- Модель германии
- Избранные специальные проблемы
- Подведение итогов приватизации и либерализации
- Литература