Зм 12. Основные расчеты по автобусным перевозкам
В автобусных перевозках следует различать рейс (ездку) и оборот (тур). Рейс автобуса – это полный цикл его транспортного процесса от начальной до конечной точки маршрута, включающий движение автобуса, посадку и высадку пассажиров. Оборот – удвоенный цикл работы автобуса с возвращением в исходную точку маршрута. Время рейса маршрута определяется по формуле:
,
где - время движения автобуса;
- время, затраченное на посадку и высадку пассажиров на промежуточной остановке;
- время стоянки автобуса на конечной остановке.
Так как , то.
После преобразования формула имеет вид:
.
Число рейсов автобуса на маршруте за день работы:
или .
Подставив в первую формулу значение , получим следующий результат:
.
Пример: Автобус курсирует на маршруте длиной 12 км; время работы составляет 14 часов; средняя техническая скорость 18 км/ч; число остановок 10 (промежуточных); время на каждую остановку – 0,02 ч.; время на конечную остановку – 0,1 ч.
рейсов.
Средняя длина поездки пассажираопределяется делением суммы пассажиро-километров на суммарное число пассажиров
.
Определить эту величину аналитическим путем трудно из-за сложности исчисления количества пассажиро-километров. Существует эмпирическая формула определения средней длины поездки пассажира:
,
где F– площадь населенного пункта в км2.
Коэффициентом сменяемости пассажировназывается отношение длины маршрута к средней длине поездки пассажира:
.
Величина коэффициента сменяемости зависит от типа маршрута (городской, пригородный, междугородный), частоты остановок на маршруте, пассожиронапряженности, интенсивности движения и т.д. Коэффициент показывает сколько в среднем сменилось пассажиров на одном пассажироместе автобуса. Для городских маршрутов К = от 4 до 8; для пригородных - от 2 до 4; для междугородных - от 1,2 до 3.
Коэффициент использования пассажировместимости автобуса. Различают коэффициент статического и динамического использования пассажировместимости.
Коэффициентом статического использования пассажировместимости называется отношение фактического числа перевезенных пассажиров к тому количеству, которое могло быть перевезено при полном использовании номинальной пассажировместимости (по числу мест для сидения без места шофера и кондуктора), с учетом коэффициента сменяемости пассажиров.
,
где qн– номинальная пассажировместимость.
Кроме того, этот коэффициент может быть определен как отношение среднего числа пассажиров в автобусе к его номинальной пассажировместимости.
,
где qср– средняя наполняемость автобуса.
Средняя наполняемость автобуса за день работыопределяется делением суммы пассажиро-километров на суточный пробег автобуса.
.
Коэффициентом динамического использования пассажировместимостиназывается отношение фактического количества выполняемых пассажиро-километров к тому, которое могло быть выполнено при полном использовании номинальной пассажировместимости с учетом коэффициента сменяемости пассажиров.
.
Произведение характеризует число номинально возможных (представленных к использованию пассажиро-километров).
Пример:номинальная пассажировместимость автобуса – 40 мест; длина маршрута – 12 км; коэффициент сменяемости пассажиров – 4,5. Автобус перевез за 14 рейсов 2240 пассажиров; выполнив при это 5960 пассажиро-километров. Определяем коэффициент статического использования пассажировместимости, получим:
Определяя коэффициент динамического использования пассажировместимости, получим:
Интервалом движения автобусаназывается промежуток времени между прохождением двух смежных автобусов через определенную точку маршрута. Определяется он делением времени оборота на число автобусов на маршруте.
.
Частотой движения автобусаназывается число автобусов, проходящих через данную точку маршрута за единицу времени:
.
Пример: На маршруте протяженностью 12 км имеется 10 остановок. Работают на нем 10 автобусов, двигающихся со средней технической скоростью 18 км/ч. Время на промежуточную остановку – 0,02 ч, а на конечную – 0,1 ч.
Время оборота автобуса на маршруте:
.
Интервал движения: .
Частота движения: авто/часов.
Производительность автобуса определяется по числу перевезенных пассажиров и по числу выполненных пассажиро-километров.
Дневная выработка автобуса по числу перевезенных пассажировопределяется по формуле:
или
, пасс./день.
Дневная выработка автобуса по числу выполненных пассажиро-километров:
или
, пасс.-км/день.
Подставив в формулу значение числа рейсов, получим:
.
Часовая производительность автобуса:
, пасс./ч.
, пасс.-км/ч.
Суточный пробег автобусаможет быть определен по формуле:
,км
- Конспект лекцій
- Форма навчання – заочна
- Зм 1. Основы транспортного процесса общие понятия и положения
- Основные показатели работы транспорта
- Материально-техническая база различных видов транспорта
- Железнодорожные грузовые перевозки
- Оформление договора на перевозку грузов.
- Дополнительные транспортные услуги на перевозку груза.
- Типы грузовых отправок по объему.
- Тарифное дело и таксировка.
- Ответственность железных дорог.
- Международные железнодорожные грузовые перевозки.
- Вопросы и задания:
- Зм 3. Организация грузовых перевозок
- Зм 4. Предпринимательская деятельность в области грузовых перевозок
- Обязанности фрахтовщика
- Права фрахтовщика
- Вопросы и задания:
- Перевозка сборных грузов
- Обязанности экспедитора
- Вопросы и задания:
- Управляющий складом
- Виды складского хранения
- Складские квитанции
- Обязанности управляющего складом
- Права управляющего складом
- Вопросы и задания:
- Зм 5. Грузовые перевозки автомобильным транспортом
- Типы грузовых перевозок
- Основные условия осуществления международных автомобильных перевозок
- Международные перевозки автотранспортом предприятия
- Зм 7. Автоматизированные склады
- Вопросы и задания:
- Зм 8. Перевозка грузов на морских судах
- Вопросы и задания:
- Зм 9. Перевозка грузов на судах внутреннего плавания
- Зм 10. Воздушные грузовые перевозки
- Правовые основы воздушных грузовых перевозок
- Перевозочные документы
- Ответственность за убытки
- Вопросы и задания:
- Перевозка и хранение опасных грузов
- Вопросы и задания:
- Основные понятия и определения
- Зм 11. Технико-эксплуатационные показатели работы грузового подвижного состава
- Определение производительности подвижного грузового автотранспорта
- Определение потребности в подвижном составе для выполнения планового объема перевозок
- Основные фонды автомобильного транспорта
- Оборотные фонды
- Зм 12. Основные расчеты по автобусным перевозкам
- Зм 13. Качество пассажирских перевозок в городах. Категории комфорта в системе гот
- Зм 14. Транспортная политика и переход от управляемого государством хозяйства к рыночному стремление к получению прибыли – предпосылка экономичности
- Децентрализация и дебюрократизация
- Роль государства при приватизации
- Приватизация - ее состояние и
- Приватизация в федеративной республике германии и в бывшей гдр
- Модель германии
- Избранные специальные проблемы
- Подведение итогов приватизации и либерализации
- Литература