logo
4к-2сесия / МНС 09з-1 4курс / Транспортный менеджмент (4к) (МНС) / КОНСПЕКТЫ / Конспект Транспортний менеджмент (4к)

Зм 12. Основные расчеты по автобусным перевозкам

В автобусных перевозках следует различать рейс (ездку) и оборот (тур). Рейс автобуса – это полный цикл его транспортного процесса от начальной до конечной точки маршрута, включающий движение автобуса, посадку и высадку пассажиров. Оборот – удвоенный цикл работы автобуса с возвращением в исходную точку маршрута. Время рейса маршрута определяется по формуле:

,

где - время движения автобуса;

- время, затраченное на посадку и высадку пассажиров на промежуточной остановке;

- время стоянки автобуса на конечной остановке.

Так как , то.

После преобразования формула имеет вид:

.

Число рейсов автобуса на маршруте за день работы:

или .

Подставив в первую формулу значение , получим следующий результат:

.

Пример: Автобус курсирует на маршруте длиной 12 км; время работы составляет 14 часов; средняя техническая скорость 18 км/ч; число остановок 10 (промежуточных); время на каждую остановку – 0,02 ч.; время на конечную остановку – 0,1 ч.

рейсов.

Средняя длина поездки пассажираопределяется делением суммы пассажиро-километров на суммарное число пассажиров

.

Определить эту величину аналитическим путем трудно из-за сложности исчисления количества пассажиро-километров. Существует эмпирическая формула определения средней длины поездки пассажира:

,

где F– площадь населенного пункта в км2.

Коэффициентом сменяемости пассажировназывается отношение длины маршрута к средней длине поездки пассажира:

.

Величина коэффициента сменяемости зависит от типа маршрута (городской, пригородный, междугородный), частоты остановок на маршруте, пассожиронапряженности, интенсивности движения и т.д. Коэффициент показывает сколько в среднем сменилось пассажиров на одном пассажироместе автобуса. Для городских маршрутов К = от 4 до 8; для пригородных - от 2 до 4; для междугородных - от 1,2 до 3.

Коэффициент использования пассажировместимости автобуса. Различают коэффициент статического и динамического использования пассажировместимости.

Коэффициентом статического использования пассажировместимости называется отношение фактического числа перевезенных пассажиров к тому количеству, которое могло быть перевезено при полном использовании номинальной пассажировместимости (по числу мест для сидения без места шофера и кондуктора), с учетом коэффициента сменяемости пассажиров.

,

где qн– номинальная пассажировместимость.

Кроме того, этот коэффициент может быть определен как отношение среднего числа пассажиров в автобусе к его номинальной пассажировместимости.

,

где qср– средняя наполняемость автобуса.

Средняя наполняемость автобуса за день работыопределяется делением суммы пассажиро-километров на суточный пробег автобуса.

.

Коэффициентом динамического использования пассажировместимостиназывается отношение фактического количества выполняемых пассажиро-километров к тому, которое могло быть выполнено при полном использовании номинальной пассажировместимости с учетом коэффициента сменяемости пассажиров.

.

Произведение характеризует число номинально возможных (представленных к использованию пассажиро-километров).

Пример:номинальная пассажировместимость автобуса – 40 мест; длина маршрута – 12 км; коэффициент сменяемости пассажиров – 4,5. Автобус перевез за 14 рейсов 2240 пассажиров; выполнив при это 5960 пассажиро-километров. Определяем коэффициент статического использования пассажировместимости, получим:

Определяя коэффициент динамического использования пассажировместимости, получим:

Интервалом движения автобусаназывается промежуток времени между прохождением двух смежных автобусов через определенную точку маршрута. Определяется он делением времени оборота на число автобусов на маршруте.

.

Частотой движения автобусаназывается число автобусов, проходящих через данную точку маршрута за единицу времени:

.

Пример: На маршруте протяженностью 12 км имеется 10 остановок. Работают на нем 10 автобусов, двигающихся со средней технической скоростью 18 км/ч. Время на промежуточную остановку – 0,02 ч, а на конечную – 0,1 ч.

Время оборота автобуса на маршруте:

.

Интервал движения: .

Частота движения: авто/часов.

Производительность автобуса определяется по числу перевезенных пассажиров и по числу выполненных пассажиро-километров.

Дневная выработка автобуса по числу перевезенных пассажировопределяется по формуле:

или

, пасс./день.

Дневная выработка автобуса по числу выполненных пассажиро-километров:

или

, пасс.-км/день.

Подставив в формулу значение числа рейсов, получим:

.

Часовая производительность автобуса:

, пасс./ч.

, пасс.-км/ч.

Суточный пробег автобусаможет быть определен по формуле:

,км