logo
Рабочие процессы 1

27. Топливоподкачивающий насос

Подкачивающая помпа (рис. 51) установлена на топливном насосе. Независимо от состояния фильтров, оказывающих сопротивление движению топлива, помпа обеспечивает необходимую его подачу в подводящий канал топливного насоса, поддерживая в нем давление в пределах 0,08—0,12 МПа. Все подкачивающие помпы изучаемых двигателей поршневого типа. Помпа (рис. 51, а) состоит из корпуса 2, внутри которого расположены поршень 7, впускной 10 и нагнетательный 3 клапаны. Клапаны плотно прижимаются к обработанным седлам пружинами. Поршень свободно перемещается в тщательно обработанном отверстии корпуса. Во время работы с одной стороны на поршень действует пружина 11, а с другой — шток 6, один конец которого упирается в толкатель 5.

Рис. 51(45). Подкачивающая помпа: а - устройство, б - схема работы помпы, в - схема работы насоса ручной подкачки; 1 - поршень, 2 - корпус, 3 - нагнетательный клапан, 4 - выпускной топливопровод, 5 - толкатель, 6 - шток, 7 - насос ручной подкачки, 8 - рукоятка, 9 - поршень, 10 - впускной клапан, 11 - пружина, 12 - впускной топливопровод

Толкатель через ролик соприкасается с эксцентриком, расположенным на валике топливного насоса. В сторону эксцентрика толкатель отжимается пружиной.

Топливо перекачивается помпой за два хода поршня. При вращении валика

топливного насоса эксцентрик отходит от ролика толкателя, и поршень перемещается под действием пружины 11 вниз (рис. 51, б). При этом топливо, находящееся под поршнем, вытесняется в нагнетательный топливопровод, направляясь через фильтр тонкой очистки в топливный насос. В надпоршневом пространстве в это время происходит разрежение, вследствие чего топливо поступает в помпу через открывшийся впускной клапан 10 из топливного бака, пройдя фильтр грубой очистки.

При дальнейшем вращении валика топливного насоса эксцентрик набегает на ролик толкателя, и поршень 1 перемещается вверх, сжимая пружину 11. Под поршнем образуется разрежение, давление над поршнем возрастает. Под давлением топлива впускной клапан 10 закрывается, а нагнетательный клапан 3 открывается, и топливо перетекает из надпоршневого пространства под поршень. Этот ход поршня является вспомогательным. Далее процесс повторяется.

Когда подача топлива в цилиндры двигателя уменьшается, то давление под

поршнем подкачивающей помпы возрастает и, частично уравновешивая силу

пружины, ограничивает ход поршня. В результате этого количество топлива, подаваемого подкачивающей помпой к насосу, автоматически изменяется. Нормальная подача подкачивающей помпы — 1,5 л/мин, давление подачи топлива — 0,15 МПа.

На корпусе подкачивающей помпы, над впускным клапаном, установлен насос ручной подкачки топлива. Он состоит из цилиндра, поршня 9 и штока с рукояткой 8. Этим насосом пользуются для заполнения системы топливом и удаления из нее воздуха перед запуском двигателя. Перед прокачкой топлива должен быть открыт вентиль фильтра тонкой очистки. При перемещении рукоятки с поршнем вверх под действием разрежения, образующегося в цилиндре, открывается впускной клапан 10, и топливо заполняет пространство под поршнем. При движении рукоятки с поршнем вниз (рис. 51, в) под давлением топлива впускной клапан закрывается, а нагнетательный клапан 3 открывается, и топливо поступает через нагнетательный топливопровод к фильтру тонкой очистки. После удаления воздуха из системы рукоятку опускают вниз и во избежание подсасывания воздуха завертывают на крышку цилиндра до упора.