25. Турбокомпрессор
Мощность двигателя, имеющего определенный литраж, можно повысить, подавая в цилиндр воздух, предварительно сжатый в компрессоре (наддув). Если в цилиндры подано больше воздуха, то можно подать больше топлива, которое полностью сгорит и выделит больше энергии. Турбокомпрессор (рис. 48) используется для нагнетания воздуха под давлением в цилиндры двигателя.
Рис. 48(42). Турбокомпрессор: 1 - средний корпус, 2 -втулка, 3 - корпус компрессора, 4 - вал, 5 - колесо компрессора, 6 - канал подвода масла, 7 - корпус турбины, 8 - вставка турбины, 9 - колесо турбины, 10 - водяная рубашка
Турбокомпрессор состоит из центробежного компрессора и газовой турбины колес 5 и 9, которые жестко закреплены на общем валу 4.
Отработавшие газы по выпускному трубопроводу попадают в камеру газовой турбины и направляются на лопатки рабочего колеса 9 турбины, заставляя его вращаться вместе с валом 4. Далее отработавшие газы выбрасываются в атмосферу через выхлопную трубу. Закрепленное на валу колесо 5 компрессора засасывает воздух из атмосферы через воздухоочиститель и под избыточным давлением 0,05—0,06 МПа нагнетает по впускному трубопроводу в цилиндры двигателя, увеличивая наполнение их воздухом.
Колеса турбины и компрессора вращаются с большой частотой вращения (около 40 тыс. об/мин), незначительная их несбалансированность может вызвать сильную вибрацию. Поэтому опорой валу служит бронзовый подшипник типа «качающейся» втулки 2.
Через специальный щелевой ленточный фильтр масло нагнетается к втулке и по сверлению в ней оно поступает во внутреннюю полость для смазывания трущейся поверхности вала. По наружной проточке втулки масло нагнетается в зазор между втулкой и корпусом, образуя масляную подушку, которая гасит вибрацию, возникающую при вращении вала. Из турбокомпрессора масло сливается в картер. Для контроля давления масла, поступающего в турбокомпрессор, на среднем корпусе установлен штуцер для манометра. Нормальное давление масла после фильтра турбокомпрессора должно быть 0,2 — 0,4 МПа.
Детали турбокомпрессора охлаждаются водой, поступающей из системы охлаждения двигателя в водяную рубашку 10 среднего корпуса.
- Конструкция и рабочие процессы энергетических установок транспортных и технологических машин
- Введение
- 1. Классификация двигателей.
- 2. Основные понятия.
- 3. Основные определения.
- 4. Рабочие циклы двигателей
- 5. Работа многоцилиндровых двигателей
- 6. Общее устройство, двигателей
- 7. Основные показатели и особенности двигателей
- 8. Остов двигателя
- 9. Цилиндро - поршневая группа
- 10. Шатунно-кривошипная группа
- 11. Уравновешивание двигателей
- 12. Неисправности кривошипно-шатунного механизма
- 13. Схема и работа газораспределительного механизма
- 14. Детали газораспределительного механизма
- 15. Декомпрессионный механизм
- 16. Неисправности газораспределительного механизма
- 17. Классификация систем охлаждения
- 18. Устройство составных частей жидкостной системы охлаждения
- 19. Техническое обслуживание и неисправности системы охлаждения
- 20. Общее устройство и принцип действия системы смазки
- 21. Устройство составных частей смазочной системы
- 22. Техническое обслуживание и неисправности смазочной системы
- 23. Система питания дизельного двигателя
- 24. Воздухоочиститель
- 25. Турбокомпрессор
- 26. Топливные боки и фильтры
- 27. Топливоподкачивающий насос
- 28. Форсунки и топливопроводы
- 29. Рядный топливный насос
- 30. Распределительный топливный насос
- 36. Неисправности и обслуживание системы питания
- Оглавление