logo
Рабочие процессы 1

12. Неисправности кривошипно-шатунного механизма

Длительная и нормальная работа кривошипно-шатунного механизма зависит от состояния его деталей. Во время эксплуатации трактора и автомобиля их нормальная работа может быть нарушена в результате появления некоторых неисправностей. Основные из них—износы трущихся поверхностей деталей, уменьшение компрессии в цилиндрах, течь масла и воды. Внешними признаками износа деталей являются стуки, прослушиваемые в двигателе, повышенный расход масла, дымный выхлоп отработавших газов, падение мощности двигателя.

Чтобы определить место увеличенного износа между деталями, следует рычагом подачи топлива установить такие обороты, при которых стуки наиболее слышны. Рекомендуется прослушивать работу двигателя стетоскопом, представляющим собой наушник, соединенный с металлическим стержнем. Тональность стуков различных деталей своеобразная. Так, отчетливый металлический стук, усиливающийся с увеличением частоты вращения коленчатого вала, возникает при износе поршневых пальцев или их втулок. Глухой, меняющийся при резком изменении частоты вращения стук, прослушиваемый в нижней части блок-картера особенно под нагрузкой, указывает на износ шатунных или коренных подшипников. Дополнительным признаком износа коренных подшипников является также снижение давления масла в масляной магистрали. Признаками износа поршней или гильз цилиндров являются щелкающие стуки, которые прослушиваются в блоке в начале прогрева двигателя после пуска.

Признак износа поршневых колец — снижение мощности двигателя вследствие падения компрессии в цилиндрах и повышенный расход картерного масла, так как возрастает насосное действие компрессионных колец по перекачке масла в надпоршневое пространство.

Голубой (сизый) дым, идущий из выпускной трубы, указывает на попадание масла в камеру сгорания из-за износа гильзы цилиндров, поршней и их колец или закоксовывания поршневых колец.

Белый дым свидетельствует о попадании воды в цилиндры из водяной рубашки. Устранить протекание воды в цилиндры можно подтягиванием гаек крепления головки цилиндров. Их затягивают в два-три приема динамометрическим ключом в определенной последовательности, начиная от центра и затем крест- накрест, приближаясь к крайним гайкам.

Неудовлетворительное состояние уплотняющих резиновых колец между гильзой цилиндра и блок-картером может вызвать протекание воды из водяной рубашки в поддон. Утечка масла из поддона картера, картеров маховика и распределительных шестерен может быть вызвана повреждением или неплотным прилеганием прокладок, а иногда износом уплотнений переднего и заднего концов коленчатого вала.

При обнаружении течи необходимо подтянуть все болты крепления, а если

это не поможет, сменить поврежденные прокладки или изношенные детали уплотнения. Чтобы не допустить проникновения пыли внутрь двигателя, замену изношенных деталей производят в мастерской. Перед разборкой двигатель проверяет мастер-наладчик с помощью диагностической установки.

Контрольные вопросы. 1. Назовите корпусные детали двигателя. 2. Какое назначение выполняют перегородки в блок-картере? 3. Как уплотняются посадочные места гильз цилиндров в блоке? 4. Каковы особенности устройства цилиндра и картера двигателя воздушного охлаждения? 5. Из каких деталей состоит кривошипно-шатунный механизм? 6. Для чего предназначен сапун? 7. Каково назначение поршневых колец? 8. Чем ограничивается осевое перемещение коленчатого вала? 9. Каким образом очищается масло в полостях шатунных шеек коленчатого вала? 10. Из какого материала изготовлены подшипники коленчатого вала? 11. Каковы основные признаки неисправностей кривошипно-шатунного механизма?