26. Топливные боки и фильтры
Топливные баки. Топливо на тракторе и автомобиле хранится в баке. На некоторых тракторах и автомобилях кроме основного предусмотрен дополнительный бак.
Топливный бак 9 (см. рис. 45) состоит из двух штампованных из листовой стали и сваренных между собой половин. Внутри бака вварены две перегородки, придающие ему необходимую жесткость.
Перегородки гасят колебания большой массы топлива при движении машины и предотвращают сильные удары топлива о стенки бака. В нижней части перегородки имеются вырезы для прохода топлива между отсеками бака.
В верхней части бака вварена горловина для заливки топлива. В горловину бака вставлен сетчатый фильтр, состоящий из стального каркаса, покрытого латунной сеткой. Необходимое количество топлива в баке определяют мерной линейкой или топливомерной трубкой. Горловина бака закрывается крышкой, в которой находится отверстие, сообщающее внутреннюю полость бака с атмосферой. Во избежание перебоев в работе двигателя это отверстие следует прочищать, так как в него входит воздух вместо израсходованного топлива. Чтобы вместе с воздухом в бак не проникала пыль, крышка заполнена фильтрующей набивкой из стальной проволоки. Надежное уплотнение крышки с баком обеспечивается пробковой прокладкой, прижимаемой к крышке болтом через стальные шайбы.
В нижней части тракторного бака вварены угольник сливного крана 11 и втулка расходного крана 10. Корпус крана ввернут в резьбовое отверстие втулки. Расходный кран необходим для прекращения поступления топлива в систему питания двигателя. Металлический топливопровод от бака к фильтру грубой очистки топлива на тракторах может быть заменен пластмассовым из поливинилхлоридной трубки.
Через сливной кран 11 удаляют отстой топлива, отвернув штуцер гаечным
ключом на два-три оборота. В верхней части основного бака вмонтирован поплавковый датчик 7 электрического указателя уровня топлива.
Топливные фильтры. На автотракторных двигателях обычно устанавливают два последовательно работающих топливных фильтра — грубой и тонкой очистки.
Фильтр грубой очистки топлива очищает топливо от крупных механических примесей.
Фильтр грубой очистки топлива (рис. 49, а) имеет сетчатый фильтрующий элемент 8, состоящий из отражателя и латунной сетки с ячейками размером 0,09 мм. Фильтрующий элемент смонтирован на резьбовой втулке, которая ввертывается в корпус 3 и прижимает к нему распределитель 5, имеющий восемь отверстий, равномерно расположенных по окружности.
Рис. 49(43). Фильтр грубой очистки дизельного топлива: 1 - сливная пробка, 2 - топливоподводящая трубка, 3 - корпус, 4 - топливоотводящая трубка, 5 - распределитель потока топлива, 6 - нажимное кольцо, 7 - стакан, 8 - сетчатый фильтрующий элемент, 9 - успокоитель; А - вход топлива, Б - выход очищенного топлива
Фильтрующий элемент находится внутри стакана 7. Стакан закрепляют на корпусе с помощью нажимного кольца 6 и болтов. Стык между стаканом и корпусом уплотнен паронитовой прокладкой. В нижней части стакана установлен успокоитель 9. В резьбовую втулку стакана ввернута сливная пробка 1.
Во время работы двигателя топливо подводится в фильтр через трубку 2 и отверстия распределителя 5. Затем оно стекает вниз через кольцевую щель между отражателем и стенкой стакана. Часть топлива по инерции попадает под успокоитель, где оседают крупные механические примеси и вода, находящаяся в топливе. Через центральное отверстие успокоителя топливо поднимается вверх к сетке фильтрующего элемента. Пройдя через сетчатый элемент, топливо очищается от мелких механических примесей и поступает через центральное отверстие корпуса к отводящей топливоотводной трубке 4.
Фильтр тонкой очистки топлива очищает топливо от мельчайших механических примесей и воды. Тракторный фильтр (рис. 50, а) обычно имеет несколько топливных фильтрующих элементов (ЭТФ), установленных
Рис. 50(44). Фильтры тонкой очистки топлива: а - односекционный, б - двухсекционный; 1 - сливная пробка, 2 - опорный штырь, 3 - резиновое уплотнение, 4 - фильтрующий элемент, 5 - трубка для удаления воздуха, 6 - корпус, 7 - крышка, 8 - запорный шарик, 9 - продувочный вентиль, 10 - трубка слива топлива из форсунок, 11 - кран, 12 - стяжной болт; А - отверстие входа топлива, Б - отверстие выхода очищенного топлива, В - канал для неочищенного топлива, Г - каналы для очищенного топлива
в корпусе 6. В нижней части корпуса предусмотрено отверстие, закрытое пробкой 1, для слива отстоенного топлива из фильтра.
Фильтрующие элементы 4 состоят из цилиндрических картонных заключенных в жестяные крышки каркасов с отверстиями для прохода топлива и фильтрующих элементов, изготовленных из специальной бумаги и свернутых в многогранную винтовую гармошку. В верхней и нижней частях фильтрующие элементы уплотнены резиновыми кольцами. Фильтрующие элементы неразборные. Каждый из них надевается на штырь. Сверху на корпус фильтра устанавливается крышка 7, на которой смонтирован продувочный вентиль 9.
Все фильтрующие элементы работают параллельно. Поток топлива под давлением подкачивающей помпы входит через отверстие А в корпус фильтра, а затем проходит через отверстия каркаса и через фильтрующие элементы внутрь элемента. Очищенное от мельчайших примесей топливо через отверстие Б направляется топливопроводом низкого давления в топливный насос.
Продувочный вентиль служит для выпуска воздуха, попавшего в топливную систему двигателя. Если во время работы подкачивающей помпы отвертывают рукоятку вентиля, то шарик под давлением топлива отходит от седла и через открывшееся отверстие из корпуса фильтра тонкой очистки по трубке 5 наружу выходит топливо. При наличии в топливной системе воздуха из сливной трубки будут вначале выделяться воздушные пузырьки. Когда топливо из трубки пойдет ровной струей, рукоятку заворачивают и шарик перекрывает сливное отверстие.
На некоторых тракторных двигателях установлены двухсекционные фильтры тонкой очистки топлива (рис. 50, б). В этих фильтрах топливо проходит последовательно оба фильтрующих элемента. Второй элемент является контрольным: по степени его загрязнения судят о работе фильтра грубой очистки топлива и первого элемента тонкой очистки. В случае загрязнения первый элемент тонкой очистки можно промыть, не снимая фильтр. Для этого в крышке фильтра вмонтирован кран, который может быть установлен в два положения: рабочее и на промывку. Во время промывки направление потока топлива в первой секции меняется на обратное. При этом отвертывают на два оборота сливную пробку первой секции и сливают осевшие частицы с наружной поверхности фильтрующего элемента. На более мощных тракторных двигателях на двухступенчатый фильтр тонкой очистки устанавливают дополнительный контрольный фильтр, включающий один фильтрующий элемент, взаимозаменяемый с основными.
- Конструкция и рабочие процессы энергетических установок транспортных и технологических машин
- Введение
- 1. Классификация двигателей.
- 2. Основные понятия.
- 3. Основные определения.
- 4. Рабочие циклы двигателей
- 5. Работа многоцилиндровых двигателей
- 6. Общее устройство, двигателей
- 7. Основные показатели и особенности двигателей
- 8. Остов двигателя
- 9. Цилиндро - поршневая группа
- 10. Шатунно-кривошипная группа
- 11. Уравновешивание двигателей
- 12. Неисправности кривошипно-шатунного механизма
- 13. Схема и работа газораспределительного механизма
- 14. Детали газораспределительного механизма
- 15. Декомпрессионный механизм
- 16. Неисправности газораспределительного механизма
- 17. Классификация систем охлаждения
- 18. Устройство составных частей жидкостной системы охлаждения
- 19. Техническое обслуживание и неисправности системы охлаждения
- 20. Общее устройство и принцип действия системы смазки
- 21. Устройство составных частей смазочной системы
- 22. Техническое обслуживание и неисправности смазочной системы
- 23. Система питания дизельного двигателя
- 24. Воздухоочиститель
- 25. Турбокомпрессор
- 26. Топливные боки и фильтры
- 27. Топливоподкачивающий насос
- 28. Форсунки и топливопроводы
- 29. Рядный топливный насос
- 30. Распределительный топливный насос
- 36. Неисправности и обслуживание системы питания
- Оглавление