19. Техническое обслуживание и неисправности системы охлаждения
Для обеспечения нормальной работы системы охлаждения необходимо выполнить следующие правила.
Заливать в систему охлаждения чистую, желательно мягкую воду. Внешним признаком мягкой воды является способность ее хорошо мылиться. Рекомендуется использовать воду, слитую из системы охлаждения так как в
ней меньше содержится известковых солей. Жесткую воду можно смягчить кипячением течение 30 мин, а также добавив в нее стиральной соды или тринатрийфосфата. В зависимости от степени жесткости растворяют 10 — 20 г тринатрийфосфата или стиральной соды на 10 л горячей воды.
Заполнять радиатор надо до уровня горловины верхнего бака, а во время работы не допускать, чтобы уровень воды был ниже 8 см от верхней плоскости заливной горловины.
Доливать воду в систему охлаждения перегретого двигателя следует постепенно и обязательно при работающем двигателе. В зимнее время года нельзя заливать слишком горячую воду в холодный двигатель. От резкой смены температуры в головке цилиндров и блоке могут образоваться трещины.
Нельзя работать при температуре воды в радиаторе выше 100° С.
Проводя техническое обслуживание трактора, тракторист обязан ежесменно проверять уровень воды в радиаторе. При этом, открывая крышку заливной горловины радиатора, следует оберегать лицо и руки от ожогов горячей водой и парами, которые могут вырваться из горловины. При испарении антифриза доливают воду, устраняют подтекание воды. Сильная течь воды из сливного отверстия в корпусе водяного насоса свидетельствует о том, что детали уплотнительного устройства насоса износились, их следует заменить. Если наблюдается большой расход воды при отсутствии течи, проверяют состояние паровоздушного клапана.
Через каждые 60 ч работы смазывают подшипники водяного насоса. Для этого необходимо очистить масленку от пыли и сделать 3 — 4 нагнетания литола - 24 шприцем. Проверяют натяжение ремня вентилятора. Нормальным натяжением ремня вентилятора считают такое, при котором от нажатия на ремень в средней его части с усилием 30 — 40 Н образуется прогиб 10 — 15 мм (у двигателей с воздушным охлаждением 15 — 20 мм). Силу натяжения и прогиб приводных ремней следует измерять специальным приспособлением. Натяжение ремня вентилятора регулируют перемещением генератора (см. рис. 35, б) или специальным натяжным роликом.
Следует иметь в виду, что чрезмерное натяжение ремня вентилятора вызывает преждевременный износ подшипников, а слабое натяжение ремня приводит к перегреву двигателя и повышенному износу ремня.
Замасленные ремни необходимо протереть тряпкой, слегка смоченной в бензине.
Через каждые 960 ч работы необходимо промыть систему охлаждения специальным раствором для удаления накипи (например, 100 г стиральной соды и 50 г керосина на 1 л воды). Проработав на тракторе с залитым раствором одну смену, слить его и промыть систему охлаждения чистой водой.
У двигателей с воздушным охлаждением нужно очистить защитную сетку вентилятора и межреберное пространство цилиндров и их головок.
При сезонном техническом обслуживании проверяют работу термостата и термометра. Термостат вынимают из корпуса и опускают в посуду с горячей водой. При температуре 70°С отверстие основного клапана термостата начинает открываться и при температуре 85 °С оно полностью откроется. Полный ход клапана около 9 мм.
Показания дистанционного термометра сравниваются с показателями жидкостного термометра, опущенного в заливную горловину радиатора. Если термостат или дистанционный термометр неисправны, их необходимо заменить.
Неисправность системы охлаждения заключается обычно в перегреве двигателя. Причины перегрева воды в радиаторе следующие: недостаток воды в системе охлаждения, закрытые жалюзи или шторка радиатора, отложения накипи или загрязнение в водяной рубашке, ослабление или замасливание ремня вентилятора, перегрузка двигателя, неисправность термостата, срез штифта крыльчатки водяного насоса (у некоторых двигателей).
Зимой вода может замерзнуть в системе охлаждения двигателя, что приводит к размораживанию его деталей, поскольку при замерзании воды ее объем увеличивается. Вследствие этого происходит разрыв стенок блоков цилиндров, головки и трубок радиатора. Поэтому воду из системы охлаждения необходимо на ночь слить. Желательно в зимнее время заливать в систему охлаждения антифриз.
В последнее время рекомендуется в качестве охлаждающей жидкости применять антифриз «Тосол А - 40». Он предназначен для круглогодичного использования в системе охлаждения в течение двух лет с последующей заменой. Следует помнить, что антифриз очень ядовит и при попадании в желудок и кишечник вызывает отравление. Запрещается переливать жидкость без резиновых перчаток, засасывать ртом в шланг, а также курить и принимать пищу во время работы с ним.
Причины перегрева двигателя с воздушным охлаждением — слабое натяжение, замасливание или износ ремня вентилятора, засорение защитной сетки вентилятора, межреберного пространства цилиндров и их головок.
Контрольные вопросы. 1. Перечислите основные части системы жидкостного охлаждения двигателя. 2 Используя рис. 33, расскажите, как работает воздушная система охлаждения. 3. Каково назначение термостата? 4. Для какой цели в крышке заливной горловины радиатора смонтирован паровоздушный клапан? 5. Как проверить и отрегулировать натяжение ремня вентилятора? 6. Назовите способы смягчения жесткой воды. 7. Как удалить накипь из системы охлаждения? 8. Как проверить работу термостата и дистанционного термометра? 9. Назовите причины перегрева воды в системе жидкостного охлаждения. 10. Расскажите об устройстве и схеме действия предпускового подогревателя.
- Конструкция и рабочие процессы энергетических установок транспортных и технологических машин
- Введение
- 1. Классификация двигателей.
- 2. Основные понятия.
- 3. Основные определения.
- 4. Рабочие циклы двигателей
- 5. Работа многоцилиндровых двигателей
- 6. Общее устройство, двигателей
- 7. Основные показатели и особенности двигателей
- 8. Остов двигателя
- 9. Цилиндро - поршневая группа
- 10. Шатунно-кривошипная группа
- 11. Уравновешивание двигателей
- 12. Неисправности кривошипно-шатунного механизма
- 13. Схема и работа газораспределительного механизма
- 14. Детали газораспределительного механизма
- 15. Декомпрессионный механизм
- 16. Неисправности газораспределительного механизма
- 17. Классификация систем охлаждения
- 18. Устройство составных частей жидкостной системы охлаждения
- 19. Техническое обслуживание и неисправности системы охлаждения
- 20. Общее устройство и принцип действия системы смазки
- 21. Устройство составных частей смазочной системы
- 22. Техническое обслуживание и неисправности смазочной системы
- 23. Система питания дизельного двигателя
- 24. Воздухоочиститель
- 25. Турбокомпрессор
- 26. Топливные боки и фильтры
- 27. Топливоподкачивающий насос
- 28. Форсунки и топливопроводы
- 29. Рядный топливный насос
- 30. Распределительный топливный насос
- 36. Неисправности и обслуживание системы питания
- Оглавление