logo
ЛЕКЦИИ

Лекция 10. Аб, чдк и алс. Автоблокировка

Начиная с 1930 г. в нашей стране стали применяться устройства автоматики. Чтобы поезда двигались с небольшим интервалом, высокими скоростями и обеспечивалась высокая пропускная способность участков железных дорог, были разработаны автоматические устройства, которые получили название автоматического блокирования.

Чтобы регулировать интервалы между поездами, которые двигаются, перегоны делят на блок-участке длиной от 1000 до 3000 м. На границах блок-участков устанавливают автоматически действующие светофоры. В пределах каждого блок-участка, чтобы фиксировать нахождение на нем поезда, устраивают электрические рельсовые круги. С одного конца в рельсовый круг включают источник тока - путевую батарею ПБ, установленную в батарейном шкафу БШ, а из другого конца - приемник тока, путевое электромагнитное реле ПР, что находится в релейном шкафу РШ.

Автоблокировки применяют из трех- и даже с четырехзначной сигнализацией. Чтобы получить третье сигнальное показание, нужно знать, какой огонь горит на впереди стоящем светофоре. Первые разработчики автоблокировки между светофорами предусмотрели наличие линейного электрической цепи в виде двух проводов, подвешенных на сопротивлениях, как проводка связи. В эту цепь включили линейное электромагнитное реле, которое определяет показание впереди стоящего светофора. Если на впереди стоящем светофоре горит красный огонь, то линейное реле на своем светофоре включает желтый огонь; если на впереди стоящем светофоре горит желтый огонь, то линейное реле на своем светофоре включает зеленый огонь.

Если на своем светофоре и на всех стоящих светофорах горят зеленые огни, то поезд, отправленный со станции, может двигаться с полной скоростью. При приближении к светофору с желтым огнем скорость следует снижать, а перед красным - остановиться.

Автоблокировка с линейными проводами стали называть ведущий. При строительстве ведущей автоблокировки приходилось затрачивать большое количество проводов для осуществления линейных цепей и это становилось неэкономично и сложно. Появилась необходимость построить автоблокировка без линейных проводов.

Для этого нужно использовать кодовый принцип связи (более подробно о кодовых системах мы еще поговорим). Ученые разработали такую кодовую систему связи, в которой каждое сигнальное показание светофора зашифровано разным числом электрических импульсов тока, которые протекают за единицу времени. Один импульс отвечает горению впереди красного огня, два импульса - желтого огня, три импульса - зеленого огня.