Вагонное хозяйство
Вагоном принято называть несамодвижущуюся единицу подвижного состава, предназначенную для перевозки пассажиров или грузов. Современный парк вагонов состоит из разнообразных их типов и конструкций, которые обусловлено необходимостью удовлетворять основные требования при перевозке: комфорт для пассажиров, сохранность грузов, защита некоторых из них от атмосферных осадков, возможность механизации погрузочно-разгрузочных работ, движение с высокими скоростями, а также обеспечивать минимальные расходы на здание, эксплуатацию и ремонт.
По назначению вагоны разделяются на две основных группы — пассажирские и грузовые. К первому относятся вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров, вагон-рестораны_, почтовые, багажные и специальные назначения.
Вагоны для перевозки пассажиров на большие расстояния оборудованы твердыми и мягкими диванами или полками для лежания, системами отопления, вентиляции или установками кондиционирования воздуха, освещение, туалетными отделениями, служебными помещениями с комплексом технических средств для обслуживания пассажиров и др. Вагоны поездов межобластного значения, предназначенные для перевозки пассажиров на расстояние 200-700 км преимущественно в дневное время, оборудуют мягкими креслами с высокими спинками. Вагон-рестораны_ снабжены оборудованием для приготовления пищи и питанием пассажиров в пути следования. В почтовых и багажных вагонах перевозят соответственно почту или багаж. Каждый основной тип их имеет большое количество разновидностей в зависимости от систем электроснабжения и кондиционирования, количества мест, типа тележек, наличия хребтовой балки и т.д.
Характерные особенности всех пассажирских вагонов:
цельнометаллический кузов, который повышает их прочность и долговечность;
тележки типа КВЗ-ЦНИИ, что обеспечивают скорость движения до 160 км/ч, и электропневматические тормоза;
автономная система электроснабжения мощностью от 4,9 до 28 кВт в зависимости от типа вагона;
облицовка внутренней поверхности кузова твердыми пластиками;
установки кондиционирования воздуха и автоматическая нагнетательная вентиляция, люминесцентное освещение, холодное и горячее водоснабжение, устройства защиты и сигнализации режима работы электрооборудования и др.
Вагон-электростанцияупотребится в пассажирских поездах с централизованным электроснабжением. К служебно-техническому относятся вагоны, в которых смонтированное специальное оборудование для проверки технического состояния путевого хозяйства, контактной подвески, тормозов поезда. Вагоны-лаборатории широко употребятся медиками, а также работниками научно-исследовательских институтов.
Парк грузовых вагонов состоит из полувагонов, платформ, цистерн, крытых, изотермических (ледников и рефрижераторных) вагонов и вагонов специального назначения. Полувагоны - наиболее массовый тип вагонов грузового парка. Они предназначены для перевозки всех сыпучих и навалочных грузов, не требующие защиты от атмосферных осадков, а также длинномерных грузов, машин, контейнеров, строительных конструкций и др. В крытых вагонах перевозят грузы, которые требуют защиты от атмосферных осадков. Платформы используют для перевозки длинных и громоздких грузов, разных машин, в том числе на колесном и гусеничном ходу, и контейнеров; цистерны - для редких и газообразных, изотермические вагоны - для скоропортящихся грузов. Вагоны специального назначения предназначены для перевозки только одного или нескольких родственных грузов, к которым предъявляются единые требования и которые не требуют специального очищения грузового помещения: цементовозы, окатышевозы, для перевозки минеральных удобрений, агломерата, сажи, муки, хопперы-дозаторы и др.
Пассажирские и грузовые вагоны классифицируются по осности (двух -, четырех -, шести -, восьми и многоосные), габариту, ширине колеи (ширококолейные, узкоколейные), устройства кузова и материала (цельнометаллические, клепаные, сварные, деревянные и др.), режима эксплуатации (общесетевые и промышленный транспорт). Отдельные типы вагонов классифицируются и по другим признакам. Так, пассажирские вагоны подразделяются на группы в зависимости от оборудования установками кондиционирования воздуха, принудительной вентиляции, электрического или угольного отопления, той или другой системы электроснабжения, ходовых частей и др. Грузовые вагоны различают по нагрузке на ось, на 1 г колеи, грузоподъемности, типа тележек, подшипников, наличия переходных площадок и т.д.
Несмотря на разнообразие типов и конструкций, каждый вагон состоит из кузова, рамы, ходовых частей, автосцепных устройств и тормозов. Кузов предназначен для размещения пассажиров или грузов. Он состоит из боковых н торцевых стен, пола и крыши (у закрытых кузовов). Устройство кузова зависит от типа вагона. Рама воспринимает усилие, которые действуют на вагон. Она состоит из продольных и поперечных балок, жестко соединенных между собой, и является основой кузова, а во многих современных конструкциях вместе с кузовом представляет единую несущую конструкцию. На раме размещенные автосцепные устройства, тормозное оборудование и узлы соединения кузова с кодовыми частями.
Ходовые части служат для плавного движения вагона по рельсовой колее с расчетной скоростью и минимальным сопротивлением. К ним относятся колесные пары, буксы и рессорное подвешивание. Если у вагонов четыре и больше колесные пары, ходовые части объединяются в самостоятельные узлы - тележки. В зависимости от количества колесных пар тележки подразделяют на двух-, трех-, четырех- и многоосные.
Автосцепное устройство предназначено для сцепления вагонов между собой и с локомотивом, а также для передачи и смягчение действия продольных усилий от локомотива до вагона и от одного вагона к другому. Современное автосцепное устройство состоит из автосцепки и поглощающего аппарата. Установлено они из каждой торцевой стороны вагона. Тормоз служит для замедления движения или полной остановки вагона и содержание его на месте. Он состоит из тормозного воздухораспределителя, системы труб, резервуара для сжатого воздуха и рычажной передачи. Все вагоны дорог СНГ оборудованы автоматическими тормозами, а часть дополнительно и ручными тормозами; некоторые пассажирские вагоны - электропневматическими тормозами. Все снова строящиеся вагоны на подшипниках катания оборудуют стояночным тормозом.
Основное назначение вагонного хозяйства– обеспечение перевозки пассажиров и грузов, содержание вагонов в исправном состоянии, подготовка их к перевозкам, обслуживанию пассажирских поездов и рефрижераторных вагонов в колее прохождения. Важнейшим требованием при этом есть обеспечения безопасности движения и сохранности перевезенных грузов.
Размещение и техническое оснащение вагонных депо и участков, пунктов технического обслуживания вагонов, промывочно-пропарочных станций и других сооружений и пристроїв вагонного хозяйства должны обеспечивать установленные размеры движения поездов, качественный ремонт и техническое обслуживание, рациональное использование материальных ресурсов, безопасные условия работы.
Для бесперебойной эксплуатации вагонного парка и содержания его в исправном состоянии установлена система технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов.
Ремонтно-экипировочные депо и пассажирские технические станции должны иметь необходимое технологическое оснащение для качественной подготовки пассажирских вагонов в рейс.
Посты испытания автотормозов обосновываются на станциях, где делают испытание автоматических тормозов, при отсутствии на этих станциях ПКТО и ПТО вагонов. Предназначенные для производства пробы тормозов, замены и ремонта тормозного оборудования.
Контейнерные мастерской предназначенные для производства годового и капитального ремонта контейнеров. Располагаются в районах большой концентрации контейнеров (порты, перевалочные базы, большие товарные станции).
- Общие обязанности работников железнодорожного транспорта
- Лекция 3. Сроки и определения, общие условия обеспечения безопасности движения. Подразделы по обеспечению безопасности движения.
- Сроки, которые применяются в правилах технической эксплуатации железных дорог Украины
- Принципы обеспечения безопасности
- Основные линейные предприятия и их структура
- Габариты
- 1. Габарит приближения зданий
- 2. Габарит подвижного состава
- 3. Габарит нагрузки
- 4. Расстояния
- 5. Основные размеры габаритов
- Лекция 6. Сооружение путевого хозяйства. Верхнее и нижнее строения. Нормы содержания.
- Лекция 7. Задачи сооружений и устройств локомотивного и вагонного хозяйств. Требования к подвижному составу по обеспечению Бд. Сооружение и устройства локомотивного хозяйства
- Локомотивное хозяйство
- Вагонное хозяйство
- Техническое обслуживание вагонов
- Лекция 8. Задачи сооружений и устройств водоснабжения и канализации. Восстановительные средства. Станционное хозяйство. Водоснабжение и канализация
- Восстановительные средства
- Станционное хозяйство.
- Технологический процесс работы станции
- Лекция 9. Задачи устройств сигнализации и связи в обеспечении брп. Сигналы. Ежс, паб. Требования птэ к устройствам сигнализации и связи
- Регулирование движения поездов на первых этапах развития железнодорожного транспорта
- Принцип действия электрожезловой системы блокирования.
- Полуавтоматическое блокирование
- Лекция 10. Аб, чдк и алс. Автоблокировка
- Диспетчерский контроль за движением поездов
- Лекция 11. ЭЦ и дц, апс, понабы, саут.
- Принцип действия
- Лекция 12.
- Ремонт сооружений и устройств
- Лекция 14. Организация восстановительных работ.
- 1. Общие положения
- 2. Сообщение о транспортных событиях на железных дорогах