logo
УАЗ 31519 (Hunter)

Особенности конструкции системы смазки

На автомобилях UAZ Hunter, оснащенных двигателями ЗМЗ-514, применена многофункциональная комбинированная система смазки: разбрызгиванием и под давлением. Система смазки применяется также для охлаждения поршней и подшипников турбокомпрессора, а также приводит в рабочее состояние гидроопоры рычагов привода клапанов и гидронатяжители цепей.

Рис. 5.16. Схема системы смазки: 1 – форсунка охлаждения поршня; 2 – главная масляная магистраль; 3 – жидкостно-масляный теплообменник; 4 – масляный фильтр; 5 – калиброванное отверстие подачи масла на шестерни привода масляного насоса; 6 – шланг подвода масла к вакуумному насосу; 7 – шланг слива масла из вакуумного насоса; 8 – подвод масла к верхнему подшипнику валика привода масляного насоса; 9 – вакуумный насос; 10 – подача масла к втулкам промежуточного вала; 11 – подвод масла к гидроопоре; 12 – верхний гидронатяжитель цепи; 13 – крышка маслоналивной горловины; 14 – рукоятка указателя уровня масла; 15 – подвод масла к опорной шейке распределительного вала; 16 – датчик сигнальной лампы аварийного падения давления масла; 17 – турбокомпрессор; 18 – нагнетательная трубка масла в турбокомпрессор; 19 – шатунный подшипник; 20 – шланг слива масла из турбокомпрессора; 21 – коренной подшипник; 22 – указатель уровня масла; 23 – метка «П» верхнего уровня масла; 24 – метка «0» нижнего уровня масла; 25 – пробка маслосливного отверстия; 26 – маслоприемник с сеткой; 27 – масляный насос; 28 – масляный картер; 29 – датчик указателя давления масла

Масляный насос 27 (рис. 5.16) засасывает масло из картера 28 и через канал в блоке цилиндров подводит его к жидкостно-масляному теплообменнику 3, а затем к полнопоточному фильтру 4. В случае превышения давления 450 кПа (4,5 кгс/см2) плунжер редукционного клапана в масляном насосе открывает перепускное отверстие, через которое масло перетекает в зону всасывания масляного насоса.

После прохождения через фильтр масло поступает в главную масляную магистраль 2 и через каналы в блоке цилиндров смазывает коренные подшипники 21, подшипники промежуточного вала, верхний подшипник валика привода масляного насоса и подводится к гидронатяжителю цепи первой ступени привода распределительных валов.

Шатунные подшипники 19 смазываются маслом, поступающим через внутренние каналы коленчатого вала от коренных подшипников. Верхние головки шатунов и поршневые пальцы смазываются разбрызгиванием. Для смазки опорной поверхности ведомой шестерни привода и нижнего подшипника валика масло подается от верхнего подшипника валика привода масляного насоса через поперечные отверстия и внутреннюю полость валика.

Рис. 5.17. Схема работы форсунки охлаждения поршня: 1 – корпус клапана; 2 – корпус форсунки; 3 – трубка; 4 – поршень

Поршни охлаждаются масляными форсунками 1, в которые масло поступает под давлением. При давлении масла 1,2–1,5 кгс/см2 клапан форсунки открывается и струи масла подаются на днище поршня. Работа форсунки охлаждения поршня показана на рис. 5.17.

Опоры распределительных валов смазываются маслом, поступающим в головку блока цилиндров из главной масляной магистрали через вертикальный канал в блоке цилиндров. Аналогичным образом масло подводится к гидронатяжителю 12 (см. рис. 5.16) цепи второй ступени привода распределительных валов, к гидроопорам и датчику 16 сигнальной лампы аварийного падения давления масла.

В подшипниковый узел турбокомпрессора 17 через специальные отверстия в блоке масло под давлением поступает по нагнетательной трубке 18, после чего отработанное масло стекает в масляный картер двигателя по шлангу 20.

В системе смазки двигателя установлены датчики сигнальной лампы аварийного падения давления масла 16 и указателя давления масла 29. Сигнальная лампа аварийного падения давления масла загорается при давлении масла 40–80 кПа (0,4–0,8 кгс/см2).