logo
Дубовик, Иванов, Илюшников

17. Основные положения выбора подвижного состава.

Задача выбора подвижного состава автомобильного транспорта решается:

— на стадии приобретения при решении вопроса попол­нения подвижного состава АТП, т. е. выбор из выпус­каемых промышленностью или готовых к выпуску автомобилей;

— в практической работе АТП — вопрос выбора реша­ется для данных условий эксплуатации. Этот выбор базируется на основе уже имеющихся типов и моде­лей автомобилей и прицепов с учетом возможных ва­риантов их использования.

При выборе подвижного состава в условиях АТП решаются две взаимосвязанные задачи: определение специализации подвижного состава и подбор грузо­подъемности.

Под специализацией понимают — приспособленность подвижного состава к перевозкам данного вида груза.

Выбор типа подвижного состава для перевозки того или иного груза сводится в основном к выбору кузова, соответствующего перевозимому грузу, так как специ­ализация кузова предопределяет сферу рационально­го использования подвижного состава.

После того как выбрали соответствующий тип кузо­ва, переходят к выбору подвижного состава конкрет­ной модели.

Основными факторами, обуславливающими выбор подвижного состава являются: вид и характер груза, спо­соб погрузки и разгрузки, размер партии груза, состояние подъездов к погрузочно-разгрузочным пунктам, скорость доставки груза; дорожно-климатические условия.

Учитывая эксплуатационные качества автомобилей, выбирают необходимую марку подвижного состава. При этом предпочтение отдают новым конструкциям автомобилей, специализированному подвижному со­ставу, применению автопоездов. Основными эксплуатационными качествами грузо­вых автомобилей являются: грузовместимость, скорост­ные свойства, безопасность движения, топливная эко­номичность, долговечность, прочность и надежность, проходимость и удобство использования и др.

Грузовместимость — максимальная расчетная мас­са груза, которую может единовременно перевезти автомобиль.

Грузовместимость ограничивается грузоподъемностью, внутренними размерами кузова и плотностью груза.

В отечественных автомобилях указывается номи­нальная грузоподъемность модели автомобиляУдобство использования автомобиля — оценивает­ся приспособленностью автомобиля к погрузке и раз­грузке, а также комфортабельностью.

Приспособленность автомобиля к погрузке и раз­грузке определяется: погрузочной высотой кузова —расстояние от земли до пола кузова при закрытых бортах (она составляет 1200 — 1400 мм для автомобилей средней грузоподъемности); возможностью произво­дить погрузку — разгрузку с одной, двух, трех сторон и сверху; размерами, расположением и устройством дверей кузовов фургона; наличием на автомобиле ус­тройств, обеспечивающих ускорение погрузки-раз­грузки или снижения ее трудоемкости.