Классическая система зажигания
Классическая система батарейного зажигания с одной катушкой и многоискровым механическим распределителем до сих пор широко распространена на находящихся в эксплуатации автомобилях.
Главным достоинством этой системы является ее простота, обеспечиваемая двойной функцией механизма распределителя: прерывание цепи постоянного тока для генерирования высокого напряжения и синхронное распределение высокого напряжения по цилиндрам двигателя.
На рис. 4.10. представлена принципиальная схема классической (батарейной) системы зажигания.
Схема состоит из следующих элементов:
источника тока аккумуляторной батареи 1;
катушки зажигания (индукционной катушки) 2, которая преобразует токи низкого напряжения в токи высокого напряжения. Между первичной и вторичной обмотками катушки зажигания имеет место автотрансформаторная связь;
Рис. 4.10. Принципиальная схема классической системы зажигания
прерывателя 3, содержащего рычажок 4 с подушечкой 5 из текстолита, поворачивающийся около оси;
контактов прерывателя 6. Неподвижный контакт прерывателя присоединен к "массе", подвижной контакт укреплен на конце рычажка. Если подушечка не касается кулачка, контакты замкнуты под действием пружины. Когда подушечка находит на грань кулачка, контакты размыкаются. Прерыватель управляет размыканием и замыканием контактов и, соответственно, моментом подачи искры;
кулачка 7, имеющего число граней, равное числу цилиндров;
конденсатора первичной цепи 8 (С1), подключенного параллельно контактам 6, который является составным элементом колебательного контура в первичной цепи после размыкания контактов;
распределителя 9, включающего в себя бегунок 10, крышку 11, на которой расположены неподвижные боковые электроды 12 (число которых равно числу цилиндров двигателя) и неподвижный центральный электрод, который подключается через высоковольтный провод к катушке зажигания. Боковые электроды через высоковольтные провода соединяются с соответствующими свечами зажигания. Высокое напряжение к бегунку 10 подается через центральный электрод с помощью скользящего угольного контакта. На бегунке имеется электрод 13, который отделен воздушным зазором от боковых электродов 12. Бегунок 10 распределителя и кулачок 7 прерывателя находятся на одном валу, который приводится во вращение зубчатой передачей от распределительного вала двигателя с частотой вдвое меньшей частоты вращения коленчатого вала. Прерыватель и распределитель расположены в одном аппарате, называемом распределителем зажигания;
свечей зажигания 15, число которых равно числу цилиндров двигателя;
выключателя зажигания 16;
добавочного резистора 17 (Rд), который уменьшает тепловые потери в катушке зажигания, дает возможность усилить зажигание (при пуске двигателя Rд шунтируется контактами реле 18 (одновременно с включением стартера). Добавочный резистор изготовляют из нихрома или константана и наматывают на керамический изолятор.
Принцип работы классической системы батарейного зажигания состоит в следующем. При вращении кулачка 7 контакты 6 попеременно замыкаются и размыкаются. После замыкания контактов (в случае замкнутого выключателя зажигания 16) через первичную обмотку катушки зажигания 2 протекает ток, нарастая от нуля до определенного значения (тока разрыва) за данное время замкнутого состояния контактов. При малых частотах вращения валика 14 распределителя 9 ток может нарастать до установившегося значения, определенного напряжением аккумуляторной батареи и омическим сопротивлением первичной цепи (установившийся ток). Протекание первичного тока вызывает образование магнитного потока, сцепленного с витками первичной и вторичной обмоток катушки зажигания 2, и накопление электромагнитной энергии.
После размыкания контактов прерывателя, как в первичной, так и во вторичной обмотке индуцируется ЭДС самоиндукции. Согласно закону индукции вторичное напряжение тем больше, чем быстрее исчезает магнитный поток, созданный током первичной обмотки, больше первичный ток в момент разрыва и больше число витков во вторичной обмотке. В результате переходного процесса во вторичной обмотке возникает высокое напряжение, достигающее 15 20 кВ. В первичной обмотке также индуцируется ЭДС самоиндукции, достигающая 200 400 В, направленная в ту же сторону, что и первичный ток, и стремящаяся задержать его исчезновение. При отсутствии конденсатора 8 ЭДС самоиндукции вызывает образование между контактами прерывателя во время их размыкания сильной искры или, точнее, дуги. При наличии конденсатора 8 ЭДС самоиндукции создает ток, заряжающий конденсатор. В следующий период времени конденсатор разряжается через первичную обмотку катушки и аккумуляторную батарею. Таким о6разом, конденсатор 8 практически устраняет искрообразование в прерывателе, обеспечивая долговечность контактов и индуцирование во вторичной обмотке достаточно высокой ЭДС.
Вторичное напряжение подводится к бегунку распределителя, а затем через электроды в крышке и высоковольтные провода поступает к свечам зажигания соответствующих цилиндров двигателя.
На рис. 4.11 приведены характеристики электрических сигналов в первичной ивторичной цепях системы зажигания.
Рис. 4.11. Характеристики электрических сигналов в первичной и вторичной цепях системы зажигания: 1 первичный ток; 2 импульс первичного напряжения; 3 импульс вторичного напряжения; ЗАМ контакты замкнуты; РАЗ контакты разомкнуты
- 1. Система электроснабжения
- Аккумуляторные батареи
- Устройство и принцип действия
- Необслуживаемые аккумуляторы для легковых автомобилей
- Характеристики аккумуляторов
- Генератор
- Принцип работы генератора
- Конструкция автомобильных генераторов
- Токоскоростная характеристика генератора
- Принцип действия регулятора напряжения
- Стартер
- Характеристики
- Тяговое реле стартера
- Встроенный редуктор
- Система зажигания
- Требования к зажиганию
- Основные элементы системы зажигания
- Момент зажигания (угол опережения зажигания)
- Классическая система зажигания
- Рабочий процесс батарейной системы зажигания
- Недостатки классической системы зажигания
- Контактно–транзисторная система зажигания
- 8 Транзистор; остальные обозначения соответствуют принципиальной схеме классической системы зажигания (рис. 4.10, стр.31).
- Достоинства и недостатки ктсз.
- Тиристорная (конденсаторная) система зажигания
- Бесконтактные системы зажигания
- Датчики углового положения коленчатого вала двигателя
- 1 Магнитная цепь (статор); 2 магнит; 3 обмотка,
- 4 Распределитель потока (коммутатор)
- Цифровые системы зажигания
- 2 Датчик частоты вращения коленчатого вала двигателя; 3 датчик нагрузки;
- 4 Датчик температуры; 5 интерфейс; 6 вычислитель:
- 7 Двухканальный коммутатор; 8,9 двухвыводные катушки зажигания
- Аппараты регулирования угла опережения зажигания
- Центробежный регулятор опережения зажигания
- Вакуумный автомат опережения зажигания
- Октан корректор
- Свечи зажигания
- Датчики системы управления двигателем
- Датчик массового расхода воздуха (дмрв)
- Датчик кислорода (дк)
- Датчик температуры охлаждающей жидкости (дтож)
- Датчик положения дроссельной заслонки (дпдз).
- Датчик детонации
- Датчик фаз (дф)
- Датчик скорости (дс)
- Потенциометр со
- Датчик неровной дороги
- Контроллер
- Процессорная часть контроллера.
- Формирователи входных сигналов.
- Формирователи выходных сигналов
- Бортовая диагностика
- Система управления ходовой частью
- Антиблокировочная система тормозов
- Противобуксовочная система
- Противозаносная система
- Система распределения тормозного усилия
- Система освещения и сигнализации
- Моторедукторы для стеклоочистителей.
- Система безопасной парковки автомобиля
- Электропроводка, коммутационные и защитные устройства
- Электропроводка
- Коммутационное оборудование