13.7. Эксплуатация электродвигателей
Состояние электродвигателей, их пускорегулирующих устройств и защиты должно обеспечивать их надежную работу при пуске и в рабочих режимах.
Отклонение напряжения от номинального значения, указанного на заводской табличке электродвигателя, влечет за собой изменение его вращающего момента, токов, температур нагрева обмоток и активной стали, энергоэкономических показателей — коэффициента мощности и КПД.
В получившем наибольшее распространение асинхронном короткозамкнутом электродвигателе с понижением напряжения уменьшается пропорционально квадрату напряжения вращающий момент, снижается частота вращения и соответственно падает производительность механизма.
Уменьшение напряжения ниже 95 % от номинального характеризуется значительным увеличением токов и нагревом обмоток. Повышение температуры нагрева прежде всего оказывает вредное воздействие на изоляцию обмотки статора, вызывая ее преждевременное старение. Увеличение напряжения свыше 110 % от номинального сопровождается в первую очередь повышением нагрева активной стали и общим увеличением нагрева обмотки статора по мере увеличения тока.
Отклонения напряжения в пределах от 95 до 110 % номинального не вызывают столь серьезных изменений параметров электродвигателя и поэтому являются допустимыми. Однако оптимальные показатели и характеристики электродвигателя обеспечиваются при напряжениях в пределах от 100 до 105 % номинального. С целью сохранения оптимальных параметров электродвигателя, создания наилучших условий для его пуска необходимо поддерживать напряжение на шинах на уровне верхнего предела, т.е. 105 % от номинального.
На электродвигателях и приводимых ими в действие механизмах должны быть нанесены стрелки, указывающие направление вращения. Кроме того, на электродвигателях и их пусковых устройствах должны быть надписи с наименованием агрегата, к которому они относятся, выполняемые с учетом требований ПТЭ.
Выполнение функций большинства механизмов осуществляется при определенном направлении вращения. Поэтому направление вращения электродвигателя должно быть согласовано с требуемым направлением вращения механизма. Следует учитывать, что определенное направление вращения для ряда электродвигателей и механизмов является обязательным по условиям охлаждения, смазки подшипников и другим конструктивным особенностям.
Плотность тракта охлаждения (корпуса электродвигателя, иоадуховодов, заслонок) должна периодически проверяться. Индивидуальные электродвигатели внешних вентиляторов охлаждения должны автоматически включаться и отключаться при включении и отключении основных электродвигателей.
Продуваемые электродвигатели, устанавливаемые в пыльных помещениях и помещениях с повышенной влажностью, должны иметь подвод чистого охлаждающего воздуха. Данное требование преследует цель обезопасить электродвигатели от интенсивного загрязнения и увлажнения их активных частей. Опасному воздействию загрязненной и увлажненной среды в первую очередь подвергается изоляция обмотки статора. Попадание в электродвигатель пыли резко ухудшает условия его охлаждения, вызывает повышенный нагрев, ускоряющий старение изоляции. Увлажнение снижает электрическую прочность и вызывает пробой изоляции. Поэтому подвод чистого охлаждающего воздуха по воздуховодам к продуваемым электродвигателям создаст нормальные условия для их работы.
При перерыве в электропитании продолжительностью до 2,5 с должен быть обеспечен самозапуск электродвигателей ответственных механизмов.
При отключении электродвигателя ответственного механизма от действия защиты и отсутствии резервного электродвигателя допускается повторное включение электродвигателя после внешнего осмотра. Перечень ответственных механизмов должен утверждаться главным энергетиком предприятия.
Целью самозапуска является восстановление нормальной работы электродвигателей после кратковременного перерыва в электропитании, который может быть вызван отключением рабочего источника питания, КЗ во внешней сети и т.п. После исчезновения питания происходит торможение, т.е. снижение частоты вращения электродвигателей. Возможность самозапуска зависит от продолжительности перерыва электропитания. Чем больше этот перерыв, тем более глубокое торможение претерпевают электродвигатели, а чем меньше частота их вращения в момент восстановления электропитания, тем больше суммарный ток самозапускающихся электродвигателей, который, увеличивая падение напряжения в линии питания, уменьшает начальное напряжение самозапуска, что в свою очередь увеличивает время разбега электродвигателей и восстановление производительности механизмов. Электродвигатели, длительно находящиеся в резерве, должны осматриваться и опробоваться вместе с механизмами по утвержденному графику. Бесперебойная работа основных агрегатов оборудования во многом зависит от состояния и готовности к работе резервных электродвигателей. Резервные электродвигатели следует рассматривать как работающие.
Надзор за нагрузкой электродвигателей, вибрацией, температурой подшипников и охлаждающего воздуха, уход за подшипниками (поддержание уровня масла) и устройствами подвода воздуха и воды для охлаждения обмоток, а также операции по пуску и останову двигателей осуществляются дежурным персоналом цеха, обслуживающим механизмы.
Допускается осуществлять пуски электродвигателя с короткозамкнутым ротором 2 раза подряд из холодного состояния и 1 раз из горячего состояния.
Периодичность капитальных и текущих ремонтов электродвигателей устанавливается в соответствии с местными условиями.
Периодичность ремонтов электродвигателей не регламентирована. Это позволяет выполнять ремонт электродвигателей в плановые сроки ремонта основных агрегатов оборудования. Установленные периодичность и виды ремонта должны обеспечить надежную работу электродвигателей.
Профилактические испытания и измерения на электродвигателях должны производиться в соответствии с Нормами испытания электрооборудования.
- Организация эксплуатации энергетического хозяйства
- 1. Задачи эксплуатации энергетического хозяйства
- 2. Управление энергетическим хозяйством
- 3. Требования к персоналу
- 3. Система планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта
- 8.4. Формы эксплуатации электроустановок
- 8.5. Порядок приемки в эксплуатацию вновь смонтированных электроустановок
- 9.Эксплуатация электрических
- 9.1. Приемка в эксплуатацию внутрицеховых электросетей и осветительных электроустановок после монтажа
- 32.9.4. Исключен (письмом Главгосэнергонадзора ссср).
- 9.2. Эксплуатация внутрицеховых электросетей
- 26. Электроустановки, аппараты, вторичные цепи, нормы испытания которых не определены в разд. 2 - 25, и электропроводки напряжением до 1000 в
- 9.3. Эксплуатация осветительных электроустановок
- 9.4. Особенности эксплуатации газоразрядных источников света и металлогалогенных ламп для световодов
- Глава 10. Эксплуатация кабельных линий
- 10.1. Приемка кабельных линий в эксплуатацию
- 10.2. Эксплуатация кабельных линий
- 10.3. Определение мест повреждений кабельных линий
- 10.4. Испытание кабельных линий
- Глава 11. Эксплуатация воздушных линий
- 11.1. Приемка воздушных линий в эксплуатацию
- 11.2. Обход и осмотры воздушных линий
- 11.3. Технология эксплуатационных работ на воздушных линиях
- 11.3. Технология эксплуатационных работ на воздушных линиях
- 11.4. Эксплуатация воздушных линий напряжением 0,38 кВ с самонесущими изолированными проводами
- 11.5. Профилактические испытания воздушных линий
- Глава 12. Эксплуатация трансформаторных подстанций
- 12.1. Приемка в эксплуатацию трансформаторных подстанций
- 12.2. Эксплуатация оборудования подстанций и распределительных устройств
- 12.3. Эксплуатация электрических контактов
- 2.4. Эксплуатация силовых трансформаторов
- 12.5. Эксплуатация трансформаторного масла
- 12.6. Эксплуатация конденсаторных установок
- 12.7. Эксплуатация кислотных аккумуляторных батарей
- 12.8. Испытания электрооборудования трансформаторных подстанций
- Глава 13. Эксплуатация электроприводов
- 13.1. Приемка вновь вводимых в эксплуатацию электроприводов
- 13.2. Техническое обслуживание электроприводов
- 13.3. Техническое обслуживание подшипников качения электрических машин
- 13.4. Техническое обслуживание подшипников скольжения электрических машин
- 13.5. Техническое обслуживание обмоток электрических машин
- 13.6. Техническое обслуживание щеточно-коллекторного узла
- 13.7. Эксплуатация электродвигателей
- 13.8. Испытание электроприводов
- Глава 14. Эксплуатация электрооборудования кранов и подъемников
- 14.1. Приемка в эксплуатацию электрооборудования вновь смонтированных кранов и подъемников
- 14.2. Эксплуатация и техническое обслуживание электрооборудования кранов и грузоподъемных машин
- Глава 15. Техническое обслуживание электрооборудования электротермических и сварочных установок
- 15.1. Прием в эксплуатацию электрооборудования электротермических и сварочных установок
- 15.2. Техническое обслуживание электротермических установок
- 15.3. Техническое обслуживание электросварочных установок
- 15.4. Техническое обслуживание сварочных агрегатов