logo search
4к-2сесия / МНС 09з-1 4курс / Транспортный менеджмент (4к) (МНС) / КОНСПЕКТЫ / Конспект Транспортний менеджмент (4к)

Основные показатели работы транспорта

Планирование, учет и анализ деятельности транспорта невозможны без комплекса показателей, с помощью которых измеряются объем и качество его работы. В настоящее время каждый вид транспорта показывается своей системой показателей, отражающих ее специфику. Вместе с тем, есть группа показателей, которая является единой для вех видов транспорта всех форм собственности и для общегосударственных учетных органов статистики и налоговой администрации. К этой группе относятся прежде всего показатели перевозочной работы транспорта.

Для измерения объема перевозочной работы транспорта используются следующие показатели: перевозка груза в тоннах (т); грузооборот в тонно-километрах (т-км.); перевозка пассажиров (число человек); пассажирооборот в пассажиро-километрах (пасс-км.).

Указанные показатели – основные для всех видов транспорта при планировании и учете фактически выполняемого объема работ. Учет по этим показателям обычно ведется нарастающим итогом за каждые сутки, декаду, месяц, квартал и т.д.

Следует иметь в виду, что кроме показателя «перевозка грузов» существуют показатели: «отправление грузов» и «прибытие грузов». Для любого вида транспорта в целом размеры перевозки, отправление и прибытие грузов за более или менее длительный период практически одинаковы (без учета экспорта и импорта). Но для отдельных подразделений, например, отделений железных дорог, речных и морских пароходов количество перевезенных, отправленных и прибывших грузов, как правило будет различным, поскольку в объем перевезенных грузов входят не только отправленная продукция с данного подразделения, но и принятая от соседних подразделений. На некоторых видах транспорта наряду с показателями вывоза и ввоза употребляются показатели объема перевозок транзитом и местным сообщением. Транзит – это та продукция, которая произведена и потреблена за пределами данного транспортного подразделения и лишь перевезена по его сети. К местному сообщению относится «своя» продукция, которая произведена, перевезена и потреблена в границах данного подразделения.

ЗМ 2. ВИДЫ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ И ИХ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА

Украина располагает мощной транспортной системой, в которую входят железнодорожный транспорт, речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный транспорт. Каждый из этих видов транспорта представляет собой совокупность средств и путей сообщения, а также различных технологических устройств и сооружений, обеспечивающих нормальную и эффективную работу всех отраслей народного хозяйства.

Органическими частями транспортной сети являются железные дороги, морские и судоходные речные пути, автомобильные дороги, трубопроводы для транспортировки нефти, газа, сеть воздушных линий. Помимо путей сообщения, транспорт располагает и средствами для перемещения продукции – это автомобили, локомотивы, вагоны, суда и другой подвижной состав. К техническим устройствам и сооружениям относятся станции, депо, мастерские, ремонтные заводы, предприятия технического обслуживания и т.д.

В зависимости от стратегии и задач компании осуществляется выбор транспорта для доставки продукции. При этом учитывается размещение производства, технико-экономические особенности различных видов транспорта, определяющие сферы их рационального использования.

К достоинствам железнодорожного транспорта относятся: сооружение путей сообщения на любой сухопутной территории (наличие подъездных путей дает возможность осуществлять связь с большим количеством промышленных и сельскохозяйственных предприятий); высокая провозная и пропускная способность; регулярность перевозок независимо от климатических условий, времени года и суток; невысокая себестоимость перевозок грузов; более высокая скорость доставки грузов и более короткий путь по сравнению с речным транспортом; высокие показатели использования пути и подвижного состава. К недостаткам следует отнести большие капитальные вложения на сооружение постоянных устройств и затраты металла на 1 км пути.

Морской транспорт обеспечивает межконтинентальные перевозки грузов; имеет низкую себестоимость перевозки на дальние расстояния, практически неограниченную пропускную и высокую провозную способность; более высокую скорость движения, чем на речном транспорте; небольшие капитальные вложения в устройства пути. К недостаткам относятся: зависимость от географических и навигационных условий; необходимость создания на морских побережьях большого портового хозяйства.

Речной транспорт имеет высокую провозную способность на глубоких реках; невысокую себестоимость перевозок, небольшие капитальные затрары на организацию судоходства по водным путям. Кнедостаткамречного транспорта относятся: неравномерность глубин рек, сезонность работы, небольшая скорость перевозки.

К достоинствам автомобильного транспорта относятся: большая маневренность и подвижность; высокая скорость доставки грузов; доставка продукции без промежуточных перевозок и непосредственно со склада отправителя до получателя; небольшие капитальные вложения в освоение малого грузооборота на короткие расстояния. Недостатками являются низкая производительность труда, низкий уровень эксплуатационных показателей и состояние дорожной сети.

Трубопроводный транспорт (нефтепроводы, газопроводы) обладает тем преимуществом, что прокладка трубопроводов и перекачка нефтепродуктов в больших объемах возможна повсеместно. При этом обеспечивается низкая себестоимость и полная герметизация транспортировки, автоматизация операций налива, перекачки и слива. Этот вид транспорта требует меньших по сравнению с другими видами транспорта капитальных вложений и расхода металла. Кнедостаткамследует отнести его узкую специализацию.

Воздушный транспортимеет высокую скорость доставки груза, большую дальность беспосадочного полета, более короткие по сравнению с другими видами транспорта маршруты следования.Недостатком является : высокая себестоимость перевозки грузов, поэтому он используется в основном для перевозки пассажиров.

На практике для транспортировки продукции можно применять не только один вид транспорта, а несколько. Проблема смены видов транспорта решается с помощью интегрирующих систем.

Одна из них предполагает, что оборудование, применяемое при перевозке на одном виде транспорта, является продолжением технологической линии обработки груза на другом виде транспорта. Это означает, что, например, контейнер, перевозимый грузовиком, может использоваться на железнодорожном терминале для дальнейшей транспортировки груза. При этом железная дорога может перевозить контейнер вместе с грузовиком. Стандартизация размера и конструкции контейнеров позволяет применять их на многих видах транспорта. Контейнеры сами по себе имеют много преимуществ: они снимают погрузо-разгрузочные издержки, порчу транспортируемого груза и т.д.