logo search
190700 Конспект лекций по ОиБТП 2012

2. Роль безопасности транспортных средств в решении проблемы обеспечения безопасности дорожного движения

Если раньше обеспечение БДД сводилось к деятельности по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, включающей совершенствование эксплуатационных свойств автомобилей, дорог, а также повышение мастерства водителей и уровня их транспортной дисциплины, то в последние годы в странах развитой автомобилизации отношение к проблеме безопасности движения коренным образом изменилось. Главные причины этого связаны с возросшей социальной и экономической значимостью проблемы. С одной стороны, рост автомобильного парка приводит к увеличению тяжести последствий от ДТП, повышению ущерба и уровня опасности (характеризуемого, например, вероятностью гибели участника движения в ДТП). С другой стороны, все более сложным, требующим привлечения огромных людских и материальных ресурсов, становится комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения.

Существенное сокращение тяжести последствий ДТП (социальный аспект проблемы), соизмерение затрат и результатов перехода к оптимальным методам планирования мероприятий (экономический аспект проблемы), координация деятельности множества предприятий и организаций (организационный аспект проблемы), технические возможности разработки и проведения разнообразных мероприятий (технический аспект проблемы) приводят к необходимости подхода к деятельности по обеспечению безопасности движения, как к сложной управляемой системе.

Можно выделить из системы дорожного движения только ее транспортную часть, т. е. комплекс взаимосвязанных факторов, которые условно делят на четыре части: автомобиль, водитель, дорога и среда. Под дорогой при этом понимают собственно дорогу с ее обустройством (дорожное полотно, обочины, мосты) и окружающую обстановку (средства регулирования, другие транспортные средства, пешеходы, зеленые насаждения, близлежащие строения); под средой – погодно-климатические условия движения (температура, влажность воздуха, ветер, осадки, освещенность и т.д.). Объединение этих частей в единый комплекс водитель–автомобиль–дорога–среда (ВАДС) позволяет оптимизировать дорожное движение в комплексе, обеспечивать взаимное соответствие отдельных его элементов.

Вместе с тем необходимо внимательно изучать и совершенствовать каждый элемент системы, добиваясь максимальной эффективности его функционирования во взаимодействии с остальными элементами.

Из четырех элементов комплекса водитель–автомобиль–дорога–среда наибольшей потенциальной опасностью обладает транспортное средство. Созданный для передвижения с большой скоростью автомобиль именно в силу своей подвижности, возможности быстро изменять положение на дороге и относительно других объектов, как движущихся, так и неподвижных, представляет собой источник повышенной опасности.

Обеспечение безопасности движения на автомобильном транспорте - это часть общей проблемы дорожной безопасности, которая является комплексной и многоплановой и поэтому требует для своего решения активного участия представителей различных областей знания и различных секторов народного хозяйства. В последние годы значительно расширился круг специалистов, которые привлекаются к решению отдельных вопросов проблемы: это медики и психологи, специалисты по электронике и вычислительной технике, социологии, педагоги, писатели и работники искусства.

Например, если обратиться к проблеме подготовки водителя, профессионального совершенствования, то и здесь для достижения успеха требуется активное участие “смежников”. Процессы обучения и повышения квалификации водителей теперь не обходятся без показа учебных фильмов и, следовательно, без участия кинематографистов или специалистов по компьютерной графике, обычным для автотранспортных предприятий стало участие в профилактике ДТП медицинских работников, которые осуществляют медицинский контроль и предрейсовый осмотр водителей.