logo search
190700 Конспект лекций по ОиБТП 2012

1. Роль организации движения в обеспечении его безопасности

Безопасность движения по автомобильной дороге не может быть обеспечена только принимаемыми проектными решениями и мерами текущего содержания. Изменения погодных условий, сезонные и суточные колебания интенсивности движения, а также проводимые на дороге ремонтные работы требуют, наряду с мерами, проводимыми Государственной автомобильной инспекцией по активной организации движения, также вмешательства дорожных организаций в избираемые водителями режимы движения с помощью средств пассивной организации движения.

Участие дорожников в организации движения может быть эффективным в отношении:

Организация движения позволяет во многих случаях повысить его безопасность и пропускную способность дорог без капитальной перестройки только путем приведения скоростей движения по ним автомобилей в соответствии с их транспортно-эксплуатационными качествами. Мероприятия по организации движения, как и все инженерные решения, в своей основе вариантны, поскольку каждый желаемый эффект, например снижение скорости движения автомобилей, может быть достигнут несколькими способами.

Эффективность мероприятий пассивной организации движения во многом зависит от точности соблюдения их рекомендаций водителями, часто с ними не считающимися. Поэтому методы регулирования дорожными средствами должны сочетаться с контролем органами ГАИ соблюдения их водителями, особенно в части ограничения скоростей. Хорошие результаты дает измерение скоростей дистанционными радарными установками с фиксированием на фотопленку номеров автомобилей — нарушителей и патрулирование дороги вертолетами, с которых наблюдатели передают по радио наземным постам номера автомобилей-нарушителей.

В поисках путей активного участия дорожных организаций в обеспечении безопасности движения в конце 60-х годов на ряде магистральных дорог была создана служба организации движения (СОД). В ее задачу входили разработка и систематическое осуществление мероприятий, обеспечивающих безопасные условия движения, повышение пропускной способности дорог и скоростей движения, а также выявление на дорогах опасных участков, своевременное включение их улучшения в планы капитальных ремонтов.

Структура СОД была различной в разных республиках, но эффективность ее была несомненной.

На дороге Москва — Харьков за период деятельности службы, несмотря на значительный рост интенсивности движения, количество дорожно-транспортных происшествий, прямо или косвенно связанных с дорожными условиями, ежегодно уменьшалось на 6—8%, а число пострадавших на 4—6%, несмотря на происходивший рост интенсивности движения. Снижалось и количество происшествий на опасных участках. Примером эффективности службы организации движения может служить опыт одной из дорог Казахстана, где работой по повышению безопасности движения вначале была охвачена только половина маршрута. За 9 мес количество происшествий на ней снизилось почти на 50%, тогда как на другой половине участка количество происшествий не изменилось. На другой дороге, несмотря на увеличение интенсивности почти на 30%, уменьшилось на 4%.

К сожалению через несколько лет, несмотря на высокую эффективность, служба организации движения была ликвидирована.