4. Регулирование использования водителями ширины проезжей части дороги
Количество полос движения, а следовательно, и ширину проезжей части дороги назначают исходя из предпосылки, что каждое транспортное средство точно движется по предназначенной для него полосе движения, ширина которой немногим превышает его габаритную ширину. На дорогах с малой интенсивностью движения смещение автомобиля со своей полосы движения оказывает сравнительно малое влияние на использование дороги другими автомобилями, но при дальнейшем увеличении интенсивности сместившийся автомобиль начинает создавать помехи для других автомобилей как встречных, так и осуществляющих его обгон.
Большую роль в организации движения по дорогам и его пассивном регулировании играет нанесение на проезжей части линий горизонтальной разметки. Наблюдения за распределением взглядов водителей при движении показали, что основную информацию водитель получает о своем положении на проезжей части, смотря на ее кромки, а на бетонных покрытиях — на осевой шов. Разметка проезжей части способствует лучшей организации движения, обозначая полосу движения и намечая на проезжей части плавную траекторию движения в местах изменения ширины проезжей части у въездов на узкие мосты, у островков на пересечениях в одном уровне канализированного типа, кривых малого радиуса и т. п. Продуманная осевая разметка, регулируя места возможных обгонов и выделяя участки их запрещения, существенно повышает безопасность движения.
Правила расположения линий разметки регламентируются ГОСТ 13508—74 и ГОСТ 23457—86, которые предусматривают несколько видов линий разметки:
сплошные линии, одиночные и двойные, для разделения встречных потоков движения;
пунктирные линии для разделения встречных и попутных потоков движения. Автомобили имеют право пересекать их при перестроениях с соблюдением правил движения;
параллельные осевые сплошные и штриховые линии, которые разрешается пересекать только со стороны прерывистой линии;
сплошная краевая разметка, обозначающая границу кромки проезжей части и обочины. Около съездов с дороги и остановок автобусов краевую линию делают штриховой. Однако пересекать сплошную краевую линию разрешается в случаях возникновения необходимости съехать на обочину при неисправности автомобиля.
Рис. 8. Способы разметки покрытия на участках с ограниченной видимостью, допускающей обгон на одном из направлений движения:
а — на кривой в плане; б и в — на вертикальной кривой (б— продольный профиль; в – план);
А и С— начало зоны запрещения обгона; В и D — конец зоны запрещения обгона; В — В1 и D — D1 — запас безопасности; S — расстояние видимости из условия обгона для скорости 85%-ной обеспеченности; стрелками показаны линии взгляда водителя
Рис. 9. «Самоочищающийся» катафот
В большинстве стран считают, что наличие разметки проезжей части является обязательным условием безопасности и четкой организации движения транспортных потоков. Опыт показывает, что после нанесения на покрытии разметочных линий число происшествий уменьшается.
Эффективность линий разметки зависит от соответствия ее режимам движения по дороге и от дисциплинированности водителей, подчиняющихся ее указаниям. Линия разметки не препятствует движению, как, например, возвышающийся островок, и ничто не препятствует ее переезду недисциплинированным водителем. Особое значение горизонтальная разметка имеет на участках с ограниченной видимостью, выделяя места запрещенного обгона (рис. 8). Хорошие возможности повышения пропускной способности трехполосных дорог дает разметка средней полосы, поочередно выделяющая участки обгона для встречных потоков движения.
Важную роль играет также краевая разметка, дающая водителю в темное время суток возможность отличить проезжую часть от обочин. Ночью или в туман краевые разметочные линии являются хорошим средством зрительного ориентирования в направлении дороги. Особенно эффективны они в местах изменения ширины проезжей части.
Разметку устраивают несколькими способами: наиболее распространена разметка нитроэпоксидной эмалевой краской, простая и легко поддающаяся механизации. Ей присущ недостаток — сравнительно быстрое загрязнение и истирание линий. Более совершенен способ нанесения на покрытие в холодном или горячем состоянии специального пластика.
Рис. 10. Вертикальная разметка путепроводов и мостов:
а — малая ширина и малая подмостовая высота; б— мост с недостаточной шириной проезжей части
Рис. 11. Направляющие столбики:
а — предусмотренные ГОСТ 13508—74;
б— принятые в странах Западной Европы
В первом случае пластик распределяют по покрытию в виде густой пасты с введенным полимером-отвердителем. При горячем способе в покрытии прорезается фрезой на ширину линии разметки паз глубиной 1 см, заполняемый разогретым в котлах твердым пластиком, затвердевающим через 1 ч.
За рубежом для улучшения видимости линий разметки и краев покрытия в ночное время иногда используют вмонтируемые в покрытие кнопки, в которые вставлены световозвращающие линзы. Вмонтированные в покрытие катафоты, отражая свет фар, образуют хорошо заметную водителю светящуюся штриховую линию разграничения полос движения. Наиболее совершенные конструкции катафотов являются «самоочищающимися». Они укреплены в металлической рамке на резиновой прокладке. При наезде колеса катафот вдавливается в рамку на уровне покрытия. При этом трение стекла о резину очищает его от грязи (рис. 9). В странах с продолжительными зимами разметка покрытий малоэффективна в течение длительного периода, а устанавливаемые на покрытиях возвышающиеся катафоты повреждаются ножами снегоочистителей.
Наряду с разметкой покрытий применяется вертикальная разметка устоев мостов бело-красными или бело-черными полосами, обозначающими габарит моста (рис. 0).
Лучшему ориентированию водителей, особенно в ночное время, способствуют устанавливаемые на бровке земляного полотна на кривых и на высоких насыпях направляющие сигнальные столбики (рис. 11) со световозвращающими элементами красного и белого цвета. Расстояния между столбиками нормированы в Строительных нормах и Правилах в зависимости от высоты насыпи, интенсивности движения и радиусов кривых в плане и в вертикальном профиле. В задачу сигнальных столбиков не входит задержание наехавших автомобилей, и их часто делают полыми из пластика. В условиях России сигнальные столбики затрудняют зимнюю очистку дороги от снега. Предлагалось использовать разъемные столбики, верхняя часть которых должна сниматься на зиму.
Анализ материалов статистики происшествий привел дорожников ФРГ к выводу, что установка направляющих столбиков и других устройств, способствующих правильному направлению движения на сложных в плане трассах, в ряде случаев уменьшала количество дорожно-транспортных происшествий примерно в 1,5 раза.
- Подъемщиков а.Н.,
- Лекция 1. Тема 1. Факторы, влияющие на безопасность движения. Автомобиль, водитель, пешеходы, дорога
- 1. Введение. Система вадс
- 2. Факторы, связанные с транспортным средством
- 3. Размеры и масса транспортного средства
- 4. Мощность двигателя и скоростные характеристики
- 5. Техническое состояние и оборудование транспортных средств
- Лекция 2. Тема 1. Факторы, влияющие на безопасность движения. Автомобиль, водитель, пешеходы, дорога (продолжение)
- 6. Факторы, связанные с человеком
- 7. Факторы, связанные с дорогой
- 8. Геометрические параметры дороги
- 9. Пересечения и примыкания
- 10. Состояние дорожного покрытия
- Лекция 3. Тема 2. Характеристики дорожного движения
- 1. Транспортный поток
- 2. Интенсивность движения
- 3. Неравномерность транспортного потока
- 4. Объем движения
- 5. Состав транспортного потока
- 6. Плотность транспортного потока
- Лекция 3. Тема 1. Характеристики дорожного движения (продолж.)
- 7. Скорость и темп движения
- Лекция 5. Тема 3. Дорожные условия и безопасность движения
- 1. Пропускная способность дороги
- 2. Определение пропускной способности дороги
- 3. Пропускная способность многополосных улиц и пересечений
- Лекция 6. Тема 3. Дорожные условия и безопасность движения (продолжение)
- 4. Пропускная способность пешеходных путей
- 5. Улично-дорожная сеть
- Лекция 7. Тема 3. Дорожные условия и безопасность движения (продолжение)
- 6. Загрузка дороги движением, ее пропускная способность и безопасность движения
- 7. Роль дорожных условий в обеспечении безопасности движения
- Лекция 8. Тема 4. Классификация и анализ дорожно-транспортных происшествий
- 1. Дорожно-транспортные происшествия
- 2. Основные виды дорожно-транспортных происшествий
- 3. Анализ дорожно-транспортных происшествий и аварийности
- Лекция 9. Тема 4. Классификация и анализ дорожно-транспортных происшествий (продолжение)
- 4. Топографический анализ дтп, выявление очагов
- Лекция 10. Тема 4. Классификация и анализ дорожно-транспортных происшествий (продолжение)
- 5. Конфликтные точки и конфликтные ситуации
- Лекция 11. Тема 5. Психофизиологические основы деятельности и подготовки водителя
- 1. Психофизиологические основы деятельности и подготовки водителя
- Лекция 12. Тема 6. Безопасность транспортных средств, ее роль в решении проблемы обеспечения безопасности дорожного движения
- 1. Состояние и актуальность проблемы обеспечения безопасности дорожного движения
- 2. Роль безопасности транспортных средств в решении проблемы обеспечения безопасности дорожного движения
- 3. Основные направления работ по обеспечению безопасности транспортных средств
- Лекция 13. Тема 7. Виды безопасности автомобиля и нормативные документы по конструктивной безопасности
- 1. Виды безопасности автомобиля
- 2. Нормативные документы по конструктивной безопасности транспортных средств
- 3. Активная безопасность автомобиля и измерители ее свойств
- Лекция 14. Тема 7. Виды безопасности автомобиля и нормативные документы по конструктивной безопасности (продолжение)
- 4. Факторы, влияющие на активную безопасность
- 5. Габаритные параметры
- 6. Весовые параметры
- Лекция 15. Тема 8. Управляемость автомобиля
- 1. Управляемость и ее значение для безопасности дорожного движения
- 2. Поворачиваемость автомобиля и ее влияние на безопасность движения
- 3. Потеря управляемости автомобиля по техническим причинам
- Лекция 16. Тема 9. Роль организационных мероприятий в повышении безопасности движения
- 1. Роль организации движения в обеспечении его безопасности
- 2. Обеспечение безопасности движения пешеходов
- 3. Управление скоростями движения автомобилей
- Лекция 17. Тема 9. Роль организационных мероприятий в повышении безопасности движения (продолжение)
- 4. Регулирование использования водителями ширины проезжей части дороги
- 5. Предупреждение водителей о дорожных условиях установкой знаков
- 6. Оперативная информация водителей о дорожных условиях и обстановке движения
- 7. Меры обеспечения безопасности движения
- Библиографический список Основная литература
- Дополнительная литература
- Периодические издания