6. Оперативная информация водителей о дорожных условиях и обстановке движения
Водитель направляющийся в дальнюю поездку, должен знать дорожную обстановку на своем пути. За рубежом для этой цели существует развитая система информации, опыт которой заслуживает скорейшего переноса и развития в нашей стране. Помимо общей информации о транспортно-эксплуатационных характеристиках дорожной сети, необходима система оперативного оповещения об осложнившихся погодных условиях, возникших на дороге заторах или происшествиях, в результате которых прервался проезд по дороге или отдельным полосам движения, о снежных заносах, селевых явлениях и других обстоятельствах, затрудняющих или полностью прервавших проезд по дороге.
Издаваемые ранее Атласы автомобильных дорог включали важнейшие дороги сети общего пользования и маршрутные карты, рассчитанные на туристов. Они содержали данные только о заправочных станциях, пунктах технической помощи, кемпингах и гостиницах, не давая характеристик дорожных условий. Гораздо полезнее были бы карты по типу издаваемых, например, в Финляндии, которые указывают допускаемые на отдельных участках скорости движения и места сосредоточения дорожно-транспортных происшествий. Это позволяет пользующимся выбрать для себя наиболее подходящий маршрут и заранее знать участки, требующие особой осторожности при проезде. Аналогичные карты издаются в Австрии 2 раза в год, учитывая особенности летнего и зимнего движения. Хорошие результаты могли бы дать маршрутные схемы — листовки, оперативно отражающие изменения дорожной обстановки, распространяемые на автозаправочных станциях.
Эффективно практикуемое в ряде автотранспортных организаций США вывешивание в помещениях для выдачи нарядов схем маршрутов с указанием введенных в разных штатах ограничений скорости движения, карт опасных мест на маршрутах с разъяснением причин опасности, сводок погоды в разных районах США и других полезных для выезжающих в рейс водителей сведений.
Дорожники должны своевременно извещать автотранспортные организации о закрытии отдельных участков на ремонт или для тяжелых автомобилей на период весеннего вскрытия пучин с указанием объездов. В России уже много лет через местную радиосеть передается сжатая информация о погодных условиях, прогнозы погоды, включающие предупреждения о гололедице. На выездах из ряда городов устанавливают большие светящиеся панно из неоновых трубок с надписями, предупреждающими в случаях необходимости о неблагоприятных дорожных условиях — «Туман», «Гололед», «Снежные заносы», «Перевал закрыт». Такие системы оповещения давно уже действуют на перевальных дорогах Кыргызстана, на курортной дороге Рига — Юрмала и в ряде других мест.
На зарубежных автомобильных магистралях используют световые табло над дорогой с меняющимися изображениями. В случаях необходимости на них включают текст со срочными предупреждениями. Магистральные дороги разделены для этого на участки.
Рис. 13. Знак предупреждения с мерцающей лампой
В каждом центре управления участком имеется телетайп, контрольный пульт управления для дистанционного включения знаков, телефонная и радиосвязь с подвижными автомобильными постами медицинской и технической помощи и автомобилями дорожной полиции. Все участки соединены с вычислительным центром, суммирующим поступающие с них сведения в общую картину загрузки дорог о режимах движения и дорожно-транспортных происшествиях. В зависимости от интенсивности движения или погодных условий оператор может закрывать для движения отдельные полосы проезжей части, ограничивать на них скорости через интервалы 10—20 км/ч, переключать движение на параллельные маршруты.
Для обеспечения безопасности и своевременного вмешательства в режимы движения транспортных потоков большое значение имеет наличие на сложных участках дорог знаков с меняющимися показаниями, автоматически включающихся по сигналам установленных на дорогах датчиков, сигнализирующих о возникновении гололедицы или снижении видимости из-за тумана.
На рис. 13 показан устанавливаемый в местах частых туманов на автомобильных магистралях Германии знак предупреждения, на котором, кроме надписи «Туман», имеется мерцающая желтая лампа. Дальнейшим шагом в управлении движением являются проводившиеся в Великобритании опытные работы по установке в местах уплотнения транспортных потоков знаков, автоматически, по сигналам датчиков, предупреждающих водителей, что интервал между автомобилем опасно уменьшился для скорости их движения.
Обычные стандартные знаки не всегда бывают эффективны.
В случаях, когда хотят предупредить водителей о въезде на особенно опасные участки, устанавливают индивидуальные придорожные панно, воспроизводящие в крупном масштабе соответствующий дорожный знак, изображение аварийной ситуации и поясняющую надпись или лозунг. Эффективность этих знаков спорна и вызывает у водителей различную реакцию. Впечатление от них кратковременно.
Органы безопасности движения ищут более сильные способы воздействия на психологию водителей. Рядом с постами ГАИ иногда устанавливают на постаментах на некоторое время разбитые при столкновениях автомобили.
На улицах некоторых городов Швейцарии выставляли около места гибели человека в дорожном происшествии траурный флаг.
В Японии около одного из железнодорожных переездов в одном уровне, где за короткое время погибло восемь человек, была установлена фигура «горькой вдовы» в белой траурной одежде, оплакивающей погибших и предупреждающей едущих. Непрерывной впечатляющей агитирующей информацией являются стоящие около полицейских постов на улицах Токио указатели числа погибших и раненых за предыдущий день в дорожно-транспортных происшествиях.
Правильная организация движения по дороге должна предусматривать возможность связи водителей с дорожно-эксплуатационными подразделениями и органами ГАИ, а в случаях поломки и аварий — с пунктами технической помощи.
Примерно 25% тяжелораненых в дорожно-транспортных происшествиях погибает из-за неоказания им своевременной медицинской помощи и неквалифицированной доставки в больницу. Систему связи решают путем установки на дорогах телефонных аппаратов, соединенных прямым проводом или радиосвязью с подразделениями дорожной службы или ГАИ. Телефонные колонки устанавливают на придорожной полосе или на разделительной полосе автомобильных магистралей. Их окрашивают бросающейся в глаза издалека ярко-желтой или красной краской и снабжают световозвращающими элементами, что делает их хорошо видимыми ночью.
Сообщение из переговорной колонки обыкновенно осуществляют нажатием кнопки с изображением красного креста или разводного гаечного ключа. Оно может быть дополнено разговором по вмонтированному микрофону и репродуктору. Такая система имеет преимущество, так как пострадавший в происшествии, находясь в состоянии шока, иногда не может четко выразить свои мысли, а в национальных многоязычных республиках или на дорогах с международными перевозками в помощи может нуждаться человек, не владеющий местным языком.
В знак принятия сигнала о помощи на колонке загорается лампочка.
На магистральных дорогах с интенсивным движением в период наибольшей загрузки производится патрулирование автомобилей технической помощи и службы организации движения, имеющих коротковолновую связь с дорожными организациями, медицинскими учреждениями и органами автомобильной инспекции.
- Подъемщиков а.Н.,
- Лекция 1. Тема 1. Факторы, влияющие на безопасность движения. Автомобиль, водитель, пешеходы, дорога
- 1. Введение. Система вадс
- 2. Факторы, связанные с транспортным средством
- 3. Размеры и масса транспортного средства
- 4. Мощность двигателя и скоростные характеристики
- 5. Техническое состояние и оборудование транспортных средств
- Лекция 2. Тема 1. Факторы, влияющие на безопасность движения. Автомобиль, водитель, пешеходы, дорога (продолжение)
- 6. Факторы, связанные с человеком
- 7. Факторы, связанные с дорогой
- 8. Геометрические параметры дороги
- 9. Пересечения и примыкания
- 10. Состояние дорожного покрытия
- Лекция 3. Тема 2. Характеристики дорожного движения
- 1. Транспортный поток
- 2. Интенсивность движения
- 3. Неравномерность транспортного потока
- 4. Объем движения
- 5. Состав транспортного потока
- 6. Плотность транспортного потока
- Лекция 3. Тема 1. Характеристики дорожного движения (продолж.)
- 7. Скорость и темп движения
- Лекция 5. Тема 3. Дорожные условия и безопасность движения
- 1. Пропускная способность дороги
- 2. Определение пропускной способности дороги
- 3. Пропускная способность многополосных улиц и пересечений
- Лекция 6. Тема 3. Дорожные условия и безопасность движения (продолжение)
- 4. Пропускная способность пешеходных путей
- 5. Улично-дорожная сеть
- Лекция 7. Тема 3. Дорожные условия и безопасность движения (продолжение)
- 6. Загрузка дороги движением, ее пропускная способность и безопасность движения
- 7. Роль дорожных условий в обеспечении безопасности движения
- Лекция 8. Тема 4. Классификация и анализ дорожно-транспортных происшествий
- 1. Дорожно-транспортные происшествия
- 2. Основные виды дорожно-транспортных происшествий
- 3. Анализ дорожно-транспортных происшествий и аварийности
- Лекция 9. Тема 4. Классификация и анализ дорожно-транспортных происшествий (продолжение)
- 4. Топографический анализ дтп, выявление очагов
- Лекция 10. Тема 4. Классификация и анализ дорожно-транспортных происшествий (продолжение)
- 5. Конфликтные точки и конфликтные ситуации
- Лекция 11. Тема 5. Психофизиологические основы деятельности и подготовки водителя
- 1. Психофизиологические основы деятельности и подготовки водителя
- Лекция 12. Тема 6. Безопасность транспортных средств, ее роль в решении проблемы обеспечения безопасности дорожного движения
- 1. Состояние и актуальность проблемы обеспечения безопасности дорожного движения
- 2. Роль безопасности транспортных средств в решении проблемы обеспечения безопасности дорожного движения
- 3. Основные направления работ по обеспечению безопасности транспортных средств
- Лекция 13. Тема 7. Виды безопасности автомобиля и нормативные документы по конструктивной безопасности
- 1. Виды безопасности автомобиля
- 2. Нормативные документы по конструктивной безопасности транспортных средств
- 3. Активная безопасность автомобиля и измерители ее свойств
- Лекция 14. Тема 7. Виды безопасности автомобиля и нормативные документы по конструктивной безопасности (продолжение)
- 4. Факторы, влияющие на активную безопасность
- 5. Габаритные параметры
- 6. Весовые параметры
- Лекция 15. Тема 8. Управляемость автомобиля
- 1. Управляемость и ее значение для безопасности дорожного движения
- 2. Поворачиваемость автомобиля и ее влияние на безопасность движения
- 3. Потеря управляемости автомобиля по техническим причинам
- Лекция 16. Тема 9. Роль организационных мероприятий в повышении безопасности движения
- 1. Роль организации движения в обеспечении его безопасности
- 2. Обеспечение безопасности движения пешеходов
- 3. Управление скоростями движения автомобилей
- Лекция 17. Тема 9. Роль организационных мероприятий в повышении безопасности движения (продолжение)
- 4. Регулирование использования водителями ширины проезжей части дороги
- 5. Предупреждение водителей о дорожных условиях установкой знаков
- 6. Оперативная информация водителей о дорожных условиях и обстановке движения
- 7. Меры обеспечения безопасности движения
- Библиографический список Основная литература
- Дополнительная литература
- Периодические издания