2. Обеспечение безопасности движения пешеходов
Большое количество жертв на дорогах, оцениваемое в 30—40% от общего количества происшествий, иногда и более вызывается неорганизованными попытками перехода через дорогу при плотных транспортных потоках при малых интервалах времени между проездами автомобилей. Наблюдения показали, что в среднем с 80%-ной обеспеченностью дети от 6 до 15 лет пользуются интервалами до 20—25 с, взрослые до 55 лет — не менее 10—15 с и пожилые — 10—15 с. Однако весьма типичны случаи, когда после длительного ожидания приемлемого интервала потерявший терпение пешеход пытается перебежать дорогу при существенно меньшем интервале.
Во многом способствует этому неблагоустроенность многих населенных пунктов и не вызванное требованиями грузопотоков проложение дорог с высокой интенсивностью движения через малонаселенные пункты. Считают, что из всех происшествий с пешеходами примерно 26% вызвано наездами на пешеходов, идущих по обочинам вдоль дороги и по проезжей части, 65% — на переходивших через дорогу, 5% — стоящих на обочинах и 4% — на проезжей части у автобусных остановок и остановившихся автомобилей.
Эти статистические данные подсказывают следующие решения, вытекающие из идеи разделения потоков людей и автомобилей:
устройство тротуаров с одной или двух сторон дороги;
рассредоточение в населенных пунктах транзитного движения по нескольким параллельным улицам, разделяя легковые и грузовые автомобили;
продуманное назначение мест перехода через улицу в увязке с установкой в необходимых случаях светофоров.
Транспортная и дорожная лаборатория Великобритании следующим образом оценивает риск пересечения улиц пешеходами вне оборудованных переходов:
Переходы с разметкой «зебра»,
требующей остановки автомобиля,
если на переход вступает пассажир 1
со светофорами и островками безопасности 1,03
Перекрестки только со светофорами 1,51
Нерегулируемые перекрестки с островками 2,03
То же без островков 2,54
Участки улиц между оборудованными переходами 2,86
Через автомобильные магистрали и широкие улицы с интенсивным движением, где периодически возникают потоки пешеходов, устраивают пешеходные мосты или пандусы над дорогой (рис. 1) и подземные переходы. Через дороги I категории устраивают только подземные переходы. Наблюдения показывают, что пешеходы избегают ими пользоваться и часто их приходится дополнять изгородью, расположенной по оси разделительной полосы. Хотя переход по мосту требует больших физических усилий, чем по подземному переходу, последние, как показали наблюдения, используются пешеходами менее охотно (рис. 2).
Количество пешеходов, неорганизованно пересекающих улицу, зависит от расстояния между обозначенными переходами. Чем выше интенсивность движения, тем больше пешеходов стремится пересечь улицу в местах, где нанесена разметка, или вблизи от нее.
Рис. 1. Переходы через автомобильную дорогу: а — пешеходный мост; б— переход по типу пандуса
Рис. 2. Использование пешеходами мостиков и подземных переходов: П — количество пешеходов, пользующихся мостом или подземным переходом; Т1 – время, необходимое для пересечения дороги по мосту или подземному переходу; Т2 — продолжительность непосредственного перехода дороги; 1 — пешеходы, пользующиеся мостом; 2 — то же подземным переходом
Рис. 3. Области применения пешеходных переходов разных типов: I — нерегулируемые переходы; II — светофорные переходы; III — подземные переходы
Несмотря на подписание Советским Союзом Женевской конвенции о дорожных знаках ГОСТ 13508—74 «Разметка дорожная» и Правила дорожного движения до сих пор не включают пункты, что пешеходы, вступившие на переход типа «зебра», имеют право преимущества перед автомобилями, которые обязаны останавливаться для их пропуска. Для выбора типа пешеходных переходов рекомендуется номограмма (рис. 3).
В малонаселенных пунктах сельского типа из-за отсутствия вдоль улиц тротуаров пешеходы идут непосредственно по проезжей части, так как в дождливую погоду неукрепленные обочины находятся в грязном состоянии, а зимой плохо очищаются от снега. Замечено, что пешеходов идут по ходу движения и количество происшествий с ними в 2 раза выше.
Безопасность движения в населенных пунктах резко снижается при отсутствии благоустроенных стоянок для автомобилей около магазинов, столовых, автовокзалов, больших учреждений. На обочинах скапливаются колонны автомобилей, стесняющие проезжую часть. Большую опасность представляют неожиданно появившиеся из-за них пешеходы. Органы регулирования движения обычно реагируют на такие неорганизованные стоянки установкой запрещающих знаков, что, конечно, не решает проблемы, поскольку ряд остановившихся автомобилей оттягивается на большее расстояние, а на проезжей части появляются идущие к ним пешеходы.
- Подъемщиков а.Н.,
- Лекция 1. Тема 1. Факторы, влияющие на безопасность движения. Автомобиль, водитель, пешеходы, дорога
- 1. Введение. Система вадс
- 2. Факторы, связанные с транспортным средством
- 3. Размеры и масса транспортного средства
- 4. Мощность двигателя и скоростные характеристики
- 5. Техническое состояние и оборудование транспортных средств
- Лекция 2. Тема 1. Факторы, влияющие на безопасность движения. Автомобиль, водитель, пешеходы, дорога (продолжение)
- 6. Факторы, связанные с человеком
- 7. Факторы, связанные с дорогой
- 8. Геометрические параметры дороги
- 9. Пересечения и примыкания
- 10. Состояние дорожного покрытия
- Лекция 3. Тема 2. Характеристики дорожного движения
- 1. Транспортный поток
- 2. Интенсивность движения
- 3. Неравномерность транспортного потока
- 4. Объем движения
- 5. Состав транспортного потока
- 6. Плотность транспортного потока
- Лекция 3. Тема 1. Характеристики дорожного движения (продолж.)
- 7. Скорость и темп движения
- Лекция 5. Тема 3. Дорожные условия и безопасность движения
- 1. Пропускная способность дороги
- 2. Определение пропускной способности дороги
- 3. Пропускная способность многополосных улиц и пересечений
- Лекция 6. Тема 3. Дорожные условия и безопасность движения (продолжение)
- 4. Пропускная способность пешеходных путей
- 5. Улично-дорожная сеть
- Лекция 7. Тема 3. Дорожные условия и безопасность движения (продолжение)
- 6. Загрузка дороги движением, ее пропускная способность и безопасность движения
- 7. Роль дорожных условий в обеспечении безопасности движения
- Лекция 8. Тема 4. Классификация и анализ дорожно-транспортных происшествий
- 1. Дорожно-транспортные происшествия
- 2. Основные виды дорожно-транспортных происшествий
- 3. Анализ дорожно-транспортных происшествий и аварийности
- Лекция 9. Тема 4. Классификация и анализ дорожно-транспортных происшествий (продолжение)
- 4. Топографический анализ дтп, выявление очагов
- Лекция 10. Тема 4. Классификация и анализ дорожно-транспортных происшествий (продолжение)
- 5. Конфликтные точки и конфликтные ситуации
- Лекция 11. Тема 5. Психофизиологические основы деятельности и подготовки водителя
- 1. Психофизиологические основы деятельности и подготовки водителя
- Лекция 12. Тема 6. Безопасность транспортных средств, ее роль в решении проблемы обеспечения безопасности дорожного движения
- 1. Состояние и актуальность проблемы обеспечения безопасности дорожного движения
- 2. Роль безопасности транспортных средств в решении проблемы обеспечения безопасности дорожного движения
- 3. Основные направления работ по обеспечению безопасности транспортных средств
- Лекция 13. Тема 7. Виды безопасности автомобиля и нормативные документы по конструктивной безопасности
- 1. Виды безопасности автомобиля
- 2. Нормативные документы по конструктивной безопасности транспортных средств
- 3. Активная безопасность автомобиля и измерители ее свойств
- Лекция 14. Тема 7. Виды безопасности автомобиля и нормативные документы по конструктивной безопасности (продолжение)
- 4. Факторы, влияющие на активную безопасность
- 5. Габаритные параметры
- 6. Весовые параметры
- Лекция 15. Тема 8. Управляемость автомобиля
- 1. Управляемость и ее значение для безопасности дорожного движения
- 2. Поворачиваемость автомобиля и ее влияние на безопасность движения
- 3. Потеря управляемости автомобиля по техническим причинам
- Лекция 16. Тема 9. Роль организационных мероприятий в повышении безопасности движения
- 1. Роль организации движения в обеспечении его безопасности
- 2. Обеспечение безопасности движения пешеходов
- 3. Управление скоростями движения автомобилей
- Лекция 17. Тема 9. Роль организационных мероприятий в повышении безопасности движения (продолжение)
- 4. Регулирование использования водителями ширины проезжей части дороги
- 5. Предупреждение водителей о дорожных условиях установкой знаков
- 6. Оперативная информация водителей о дорожных условиях и обстановке движения
- 7. Меры обеспечения безопасности движения
- Библиографический список Основная литература
- Дополнительная литература
- Периодические издания