logo search
Общий курс транспорта

32. Автомобильный промышленный транспорт.

Автомобильный промышленный транспорт в России представ­лен прежде всего самосвалами большой и особо большой грузо­подъемности (75—240 т). За рубежом для работы в карьерах ис­пользуют самосвалы грузоподъемностью 300—600 т.

В последние годы расширилась номенклатура специализиро­ванных автотранспортных средств, таких как шлаковозы для жид­кого шлака в чашах грузоподъемностью 45—100 т, портальные ав­томобили-самопогрузчики для перевозки и обработки контейнеров и поддонов грузоподъемностью 60 т, слябовозы для горячих сля­бов и заготовок грузоподъемностью 64 т, троллейвозы грузоподъ­емностью до 65 т для работы в карьерах на электротяге от кон­тактных путей. Используются и другие типы универсальных и спе­циализированных автомобилей. Автомобильный промышленный транспорт находится непосредственно в составе предприятий (транспортные цеха) или в собственности самостоятельных авто­транспортных акционерных предприятий или фирм.

Подъездные внешние автомобильные дороги промышленных предприятий проектируются и сооружаются по нормам и требо­ваниям для сети автомобильных дорог общего пользования. При перевозке горячих, жидких и тяжеловесных грузов к ровности покрытия предъявляют дополнительные требования (его делают в основном капитальным цементобетонным). Внутризаводские и карьерные дороги являются частью схем технологических транспортных коммуникаций по обслуживанию производствен­ного процесса предприятия и характеризуются специфическими условиями эксплуатации и особенностями конструкции.

Карьерные дороги определяются горнотехническими условия­ми разрабатываемых месторождений и выполняются в виде пря­мых, спиральных, петлевых и комбинированных съездов. Шири­на проезжей части карьерных автодорог может быть 7,5—30 м.

Внутризаводские автомобильные дороги являются элементом планировочных решений территории промплощадки.

Автомобильный транспорт работает в цехах, на открытых гор­ных разработках, является основным в карьерах. Он представлен, в основном, самосвалами различной грузоподъемности (27, 40, 45, 65, 120, 180 т и более). За рубежом используют самосвалы гру­зоподъемностью до 600 т и мощностью двигателя 3300 л. с. (напри­мер, во Франции на добыче угля). В промышленном транспорте используют также специализированные автомобили (углевозы, шлаковозы, слябовозы1, цементовозы, растворовозы и др.) и ав­томобили специального назначения (автокраны, автопогрузчики, пожарные и др.). Благодаря замкнутости территории предприятия возможно применение автомобилей без водителей. Например, на химическом предприятии г. Ульме (Германия) идет коммерческая эксплуатация грузовика, вмещающего 14 европоддонов, движу­щегося по 200-метровому маршруту и управляемого полностью в автоматическом режиме (рис. 4.20). Годовая производительность такого автомобиля — 120 тыс. т за 10 000 поездок. Движение кон­тролируется специальными датчиками, встроенными в дорожное полотно через определенные интервалы.

Работает автомобильный транспорт с большой нагрузкой. Так, при добыче бриллиантов в кимберлитовых горных породах, со­держащих до 8 —10 % алмазов, автомобили-самосвалы грузоподъ­емностью 40 т движутся с интервалом до 1 мин.

Для обеспечения безопасной организации работы в карьерах широко применяют различные информационные системы со сред­ствами автоматики и телемеханики, позволяющие согласовывать работу самосвалов и экскаваторов.