logo search
Общий курс транспорта

36. Транспорт и окружающая среда

В городах транспорт является основным источником загряз­нения. Транспортные сооружения занимают до 7% территории, а в городах — до 20—30% (в центральных частях некоторых горо­дов — 40—50%), поэтому первой экологической проблемой явля­ется загрязнение земли. Одним из эффективных путей решения проблемы занятости территории города является использование подземного пространства, например для временных и постоян­ных стоянок транспорта, скоростного трамвая, автобусных мар­шрутов и т. д. При прокладке 1 км наземной шестиполосной ма­гистрали требуется 4,5—7 га территории, а при такой же подзем­ной — 0,1 га.

За рубежом (в частности, в Англии, Индонезии и Японии) все чаще практикуют подвесные дороги или дороги на насыпных по­лосах морской территории, либо на плавучих искусственных ост­ровах для разных видов транспорта. Однако вынос транспортных систем в тоннели, на эстакады увеличивает их стоимость в 4 раза и более.

Большой экологической проблемой можно считать нарушение гидросистемы почвы (природной циркуляции воды) при строи­тельстве транспортных сооружений, что наносит вред почве и са­мим сооружениям из-за большой разрушительной силы воды. Необходимо строительство дорогостоящих водоотводных уст­ройств.

Острой проблемой считается загрязнение почвы бензином, маслами, выхлопом твердых и жидких компонентов, солями, ис­пользуемыми для борьбы с обледенением дорог (на 1 км дороги в год разбрасывается до 3—4 т соли, а в неблагоприятные зимы до 100 т).

Второй экологической проблемой является загрязнение воды. Вода, используемая для технологических нужд на транспорте, на 95% становится непригодной для питья (бензин в 7 раз быстрее проникает в почву, чем вода). Водные виды транспорта загряз­няют водные бассейны балластными и промывочными водами (до 75—80% загрязнений), испарениями сырой нефти (до 3%) и бензина (2%) при их перевозке и промежуточном хранении. Од­на тонна нефти загрязняет до 10—12 км2 поверхности воды, а нефтяные масла распространяются на расстояние более 300 км от источника загрязнения. Международная конвенция о граж­данской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью стро­го определяет вещества, остатки которых могут быть сброшены только в приемные сооружения. По данным исследователей США, на водных судах образуется до 1,5 кг сухого мусора и до 2 кг пищевых отходов на человека против 0,04 и 0,27 кг для бе­реговых условий.

Третьей экологической проблемой является загрязнение атмо­сферы (91,3% загрязнений приходится на долю автомобильного транспорта; 3,7% — железнодорожного; 2,7% — морского; 0,9% — речного и 1,4% — воздушного транспорта).

Сравнение эмиссии вредных веществ, выделяемых автомоби­лями для России и Западной Европы представлено в табл. 4.

На 900 км пробега один автомобиль расходует столько же ки­слорода, сколько человек за год. По данным американских ис­следователей, от отравления смогом преждевременно умирает 50 тыс. чел. в год. В Швейцарии установлено, что люди, живу­щие вблизи автомагистрали с интенсивным движением, заболе­вают раком в 9 раз чаще, чем люди, живущие в 400 м от нее. Уве­личение интенсивности движения с 450 до 1000 автомобилей/ч в 4 раза увеличивает количество выхлопов, что требует изменения организации дорожного движения, вывода транзитного транс­порта за пределы города, снижения интенсивности движения в центральных частях городов.

Основными мероприятиями по уменьшению загрязнения воз­духа можно считать применение нейтрализаторов, на 70% уменьшающих количество вредных выбросов, совершенствование конструкции двигателей и системы зажигания, замену бензиновых6. спорт и окружающая среда0000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000 двигателя и традиционных видов топлива. Использование электрического транспорта в городах значительно оздоровляет их ат­мосферу.

Таблица 4

Компонент

Эмиссия вредных веществ, г/км, выделяемых автомобилями

легковыми с бензи­новым двигателем

грузовыми дизельными

автобусами дизельными

СО НС NO

Пылевидные частицы

16,0(15,0) 3,0 (2,0) 2,4(2,1)

5,1 (4,7) 2,7(1,9) 11,4(9,5) 1,5(1,1)

7,8 (2,5) 3,4(1,1) 10,0(11,0) 1,9(0,7)

Примечание. Без скобок приведены данные по России, в скобках — по странам За­падной Европы.

Рис. 4. Схема распространения уличного шума

Шумовое загрязнение считается относительно новой проблемой. Шум, наносящий вред здоровью людей, называют невиди­мым ядом. Шум, как и вибрация, электромагнитное и радиоак­тивное излучения, относят к физическому загрязнению. По ме­дицинским данным, уровень шума для сна и отдыха людей не должен превышать 30 дБА ночью и 35 дБА днем. Уровень шуми при простом разговоре достигает 60 дБА, шум реактивного дви­гателя — 160 дБА. Шум более 150 дБА дает необратимую потерю слуха, при шуме более 200 дБА может наступить смерть.

По зарубежным данным, 45% городского шума происходит от наземного транспорта. Схема распространения уличного шума представлена на рис. 4. Шумовые характеристики транспортных потоков, дБА, следующие: скоростные дороги — 87; магистраль­ные и общегородские улицы с непрерывным движением — 85; об­щегородские с регулируемым движением — 82; магистрали с грузовым движением — 84. Уровень шума от транспортного потока; интенсивностью до 100 тыс. ед./сут составляет 90—05 дБА.

Подземный метрополитен дает нулевой уровень шума для гopoда, скоростной трамвай 80—90 дБА; железнодорожный транспорт —• 100—110 дБА; транспорт на магнитной подвеске до 60 дБА.

Шумовое загрязнение является источником нервных расстройств, желудочных заболеваний, потерь слуха и других болез­ней. Уменьшению шума способствуют перенос транспорта поД1 землю, озеленение (снижает шум на 15—18 дБА), создание пpoтивошумных экранов и шумозащитных земляных валов, пример применение глушителей (снижается шум на 10—12 дБА у автомобиля с карбюраторным двигателем и на 20 дБА с дизельным двигате­лем), щумоизолирующие прокладки под путевыми сооружения­ми и т. п.

Примерные направления организации работ по защите окру­жающей среды городов от негативных последствий автомобили­зации следующие: в градостроительстве — оптимальное размеще­ние производства, транспортная планировка городов, планиров­ка жилых массивов и зданий; при организации перевозок и дви­жения — рациональная структура парка, оптимизация маршру­тов; в системе автомобиль—водитель—дорога — обучение рацио­нальным приемам движения, совершенствование конструкций и технического состояния автомобилей.

Необходимо применение ресурсосберегающих и безотходных технологий при ремонте, тем более что в нашей стране при при­нятой системе капитального ремонта требуется вдвое больше ма­териалов, чем за рубежом. Насущной необходимостью является развитие системы контроля, слежения и оценки изменения со­стояния окружающей среды под влиянием человеческой деятель­ности, т. е. широкое распространение системы мониторинга ок­ружающей среды.

Разработано для студентов ВГЛТА. Подлежит копированию и распространению .

Воронеж 2012 год.