logo search
Общий курс транспорта

26. Технико-экономическая характеристика воздушного транспорта.

Воздушный транспорт России играет значительную роль в пассажирских перевозках. В 1998 г. гражданской авиацией РФ бы­ло перевезено около 25 млн пассажиров (70 % во внутреннем со­общении) и 0,7 млн т грузов. Протяженность воздушных линий гражданской авиации составляет около 800 тыс. км, в том числе более 200 тыс. км — международные линии. В 1998 г. на долюв0здушного транспорта приходилось 38% всех междугородных пассажирских перевозок, что значительно выше по сравнению с западными странами. Например, в США только около 17% меж­дугородных перевозок выполняется воздушным транспортом.

Значительная роль воздушного транспорта в перевозке пасса­жиров объясняется большими расстояниями перевозок, недоста­точной развитостью транспортной инфраструктуры в некоторых районах страны, особенно на востоке.

Основными технико-экономическими особенностями воздуш­ного транспорта в пассажирских перевозках являются: высокая скорость доставки пассажиров, маневренность в организации пассажирских перевозок, большая беспосадочная дальность по­лета и более короткие расстояния воздушных маршрутов по сравнению с пассажирскими маршрутами на других видах транс­порта (на отдельных направлениях они на 25% короче, чем на железнодорожном транспорте и на 50% — чем на морском и речном; между некоторыми пунктами расстояние сокращается в 2—3 раза).

Воздушным транспортом перевозится относительно неболь­шой объем грузов (менее 1 млн т в год), однако это ценные и требующие особенно срочной доставки грузы — медикаменты, гуманитарная помощь, скоропортящиеся грузы, ценные металлы, почта, а также продовольственные и промышленные товары для труднодоступных районов. Объем перевозок грузов и почты на внутренних авиалиниях сократился в 1998 г. по сравнению с 1995 г. на 45 %, а на международных увеличился в 2 раза. Воздуш­ный транспорт выполняет также некоторые работы в народном хо­зяйстве, например авиахимические на площади почти 5 млн га по­севных площадей, лесоохранные и др.

Распад СССР привел и к распаду единственной монополи­стической (холдинговой) компании "Аэрофлот", состоявшей из региональных управлений гражданской авиации, расположен­ных в крупных аэропортах страны. В настоящее время в России (на начало 1999 г.) функционирует 330 авиакомпаний, 845 аэро­портов. Из них 63 аэропорта имеют федеральное значение, 52 вы­полняют международные полеты. Образована крупная авиакомпа­ния — Аэрофлот "Российские международные линии", которая владеет несколькими сотнями воздушных судов. Мелкие частные компании имеют всего лишь по 5—10 самолетов.

В 1998 г. воздушные перевозки сократились в 2,7 раза по срав­нению с 1992 г. Это произошло из-за снижения платежеспособно­сти населения, резкого роста цен на авиабилеты и было обуслов­лено в немалой стемени нестабильной политической ситуацией в стране. С 1 января 1993 г. авиаперевозки пассажиров осуществля­ются по свободным тарифам. Прогнозируется и дальнейшее уменьшение объема перевозок и пассажирооборота. Следует ска­зать, что при сокращении пассажирооборота на внутренних авиа­линиях на международных линиях в тот же период он постоянно увеличивался.

В настоящее время в отрасли развернулись работы по объеди­нению мелких авиакомпаний и созданию 10—12 крупных конку­рирующих авиапредприятий, подобно структурам авиакомпаний западных стран. Системы управления воздушным движением, не подлежащие приватизации, преобразованы в специальные го­сударственные предприятия и переданы в ведение комиссии по использованию воздушного транспорта и управлению воздуш­ным движением "Росаэронавигация" при правительстве Россий­ской Федерации.

Еще одним крупным мероприятием явилось разделение авиа­отрядов с отделением собственности и оперативной деятельности аэропортов от собственности и оперативной деятельности авиа­компаний и их приватизация. При этом обеспечен равный доступ любых перевозчиков к инфраструктурным терминальным объек­там, свободный выбор пассажирами авиакомпании и в итоге — создание условий для развития конкуренции.

Основным способом приватизации предприятий воздушного транспорта стало их акционирование, т. е. продажа акций созда­ваемых на их основе акционерных обществ с участием в них го­сударства. Это связано прежде всего с их высокой фондовооруженностью, ограничениями по самофинансированию. В запад­ных странах аэропорты, особенно наиболее важные для страны, находятся практически в полной зависимости от государствен­ных или местных (муниципальных) органов управления. Что ка­сается авиакомпаний, то это, как правило, традиционная сфера преобладания частного бизнеса. Хотя, например, государство участвует в деятельности таких ведущих авиакомпаний мира, как "Эр Франс" (Франция), "Люфтганза" (Германия), "SAS" (Швеция) и т. д.

Разработана специальная программа технического переосна­щения самолетного парка, поскольку оборудование большинст­ва российских самолетов устарело, а установленные на них дви­гатели по крайней мере на 20% менее эффективны с точки зре­ния потребления топлива, чем самолеты западных стран, а авиа­ционное радиоэлектронное оборудование технологически устаре­ло. В рамках конверсии утверждена государственная программа, предусматривающая значительное расширение предприятий по выпуску самолетов новых типов. Ведутся работы по подготовке к эксплуатации новых самолетов ИЛ-96, ТУ-204, ИЛ-114, имеющих расходные характеристики топлива, соответствующие мировому уровню. Ведется реконструкция аэропортов Сочи, Ха­баровск, Благовещенск, Анадырь, Петропавловск-Камчатский,

27. Показатели работы воздушного транспорта.

28. Технико-экономическая характеристика трубопроводного транспорта.

К трубопроводному транспорту обычно относят газопроводы и нефтепродуктопроводы. Прообразы трубопроводов — водоводы по бамбуковым трубам — известны с древнейших времен. Пер­вые нефтепроводы были построены в середине XIX в. в Америке. В России первые нефтепроводы были сооружены в районе Баку и Северного Кавказа в 1870—90-х годах по проекту русского ин­женера В. Г. Шухова. Их диаметр составлял 100—200 мм, а про­тяженность свыше 1 тыс. км.

Строительство газопроводов начато в основном в 1920—30-е годы. В нашей стране широкая промышленная добыча и пере­качка природного газа началась после Великой Отечественной войны. Газопровод является практически единственным видом магистрального и местного транспорта этого специфического ви­да груза.

Широкое строительство и использование трубопроводного транспорта в последние 50 лет обусловлено значительными изме­нениями в топливно-энергетическом балансе страны, повыше­нием в нем доли нефти и газа до 70—75%. Особенно высокими темпами идет рост добычи и потребления природного газа. Себе­стоимость добычи газа (по тепловому эквиваленту) примерно в 13 раз ниже угля и в 3 раза ниже нефти.

Ввиду того что основные месторождения нефти и газа в Рос­сии находятся в весьма отдаленных от потребителей районах Се­вера и Сибири, значение трубопроводного транспорта очень ве­лико. Его доля в работе транспортной системы страны постоян­но возрастает, и в 1998 г. составила по грузообороту 33 %, а по объему перевозок около 7% (включая нефте- и газопроводы). В 2000 г. прогнозируется увеличение доли трубопроводных магист­ралей в перевозках до 11%. Трубопроводный транспорт, по суще­ству, не соответствует общепринятому определению понятия "транспорт": здесь нет подвижного состава, пути и т. п. Подвиж­ной состав — это сам трубопровод. Груз в нем перемещается

Таблица 5.7

Показатель

1985 г.

1990 г.

1998 г.

2000 г.

2010 г.

(по РСФСР)

(прогноз)

Объем перевозки, млн т Грузооборот, млрд т • км

968,8 1954,1

1097,7 2567,2

777,7 1873,2

920,0 2123,0

1050,0 2395,0

Таблица 5.8

Показатель

1990 г.

1991 г.

1995 г.

1998 г.

(по РСФСР)

Общая длина магистраль­ных трубопроводов, тыс км В том числе: газопроводов нефтепроводов нефтепродукто-проводов

210,2

144,0 51,2 15,0

213,7

148,6 50,1 15,0

208,0

145,0 48,0 15,0

212,0

147,0 49,0 16,0

под давлением. Трубопроводы представляют собой металличе­ские трубы различного диаметра. Через каждые 100—140 км уста­навливаются насосные станции с автоматическим режимом ра­боты. При перекачке газа на линии устанавливаются компрес­сорные станции на расстоянии до 200 км друг от друга. К уст­ройствам трубопроводного транспорта относят и линейные узлы для соединения и разъединения параллельных или пересе­кающихся магистралей и перекрытия отдельных участков (в ча­стности, для ремонта).

Трубопроводный транспорт делится на нефте- и продуктопроводы магистральные, подводящие и промысловые и газопрово­ды магистральные и местные. Основные показатели работы всего трубопроводного транспорта России, включая местные, подвозя­щие и промысловые линии, показаны в табл. 5.7.

Длина эксплуатационных транспортных сетей трубопроводно­го транспорта приведена в табл. 5.8.

Основными экспортными трубопроводными системами, по­строенными на территории бывшего Советского Союза, являют­ся: крупнейший нефтепровод мира "Дружба" длиной 5116 км, ко­торый из района Самары идет в Белоруссию, на Украину и в страны Восточной Европы; трансконтинентальный газопровод Уренгой—Помары—Ужгород длиной 4450 км; транссибирский нефтепровод Туймазы—Иркутск длиной 3700 км; "Союз" (от Оренбурга до западной границы страны) общей длиной 2750 км;

Средняя Азия—Центр длиной около 3000 км; Ямбург—западная граница длиной около 4605 км, построенный на компенсацион­ной основе для Германии, Франции, Австрии, Швейцарии и других стран; мощный нефтепровод длиной 2500 км с подогре­вом парафинистой нефти на всем протяжении до 50°С проложен Из Мангышлака через Поволжье на Украину. На территории России создана крупная трубопроводная сеть для отечественных потребителей нефти и газа. Строятся новые трубопроводные ли­нии Западная Сибирь—Центр, Ямал—Запад и др.

Трубопроводный транспорт эффективен на любых расстояни­ях. Он используется преимущественно для газообразных и жид­ких грузов и для твердых грузов узкой номенклатуры. По трубо­проводам транспортируется более 2/3 добываемого топлива, око­ло 95% сырой нефти, весь природный газ. Характерной особен­ностью работы трубопроводного транспорта является непрерыв­ность транспортного процесса.

Главной проблемой в развитии трубопроводного транспорта следует считать дальнейшее увеличение сети трубопроводов для увеличения размеров перекачки и возможности переключения грузопотоков с других видов транспорта. Грузонапряженность нефтепроводов составляет более 7,3 млн т-км/км (для сравнения — на железной дороге 16,0 млн т-км/км; на речных путях — 1,8 млн т-км/км). Необходимо развитие сети газопроводов как единственно возможного, безопасного и экономически выгодно­го вида транспорта газа.

Одной из основных технических проблем является проблема повышения провозной способности трубопроводов. Зависимость провозной способности нефтепровода от диаметра трубы может быть проиллюстрирована следующими цифрами: при диаметре 720 мм — 15 млн т в год; 1020 мм - 45 млн т;. 1420 мм — 75 млн т. В нашей стране основная сеть трубопроводов имеет диаметр до 1020 мм. Удельные капитальные вложения снижают­ся от увеличения диаметра. Например, использование труб диа­метром 1420 мм дает уменьшение капиталовложений на 20%, а по эксплуатационным расходам — на 30% от уровня затрат при диаметре 1020 мм. Трубы диаметром 1420 мм при давлении в] 10 МПа позволяют повысить производительность на 40%, а при давлении 12 МПа — в 2 раза. При диаметре труб 1600 мм и дав­лении 7,6 МПа провозная способность трубопровода может уве­личиваться вдвое, а при диаметре 2000 мм — в 3—4 раза по срав­нению с диаметром 1020 мм. Однако стоимость трубы и ее транспортировки к месту укладки возрастает значительно, поэто­му эксперимент прокладки труб диаметром 2500 мм не дал поло­жительного результата.

Повысить провозную способность можно, увеличив давление в трубах, но для этого требуются многослойные трубы, что удо­рожает их стоимость. Увеличение провозной способности может достигаться также прокладкой вторых линий. Производитель­ность транспортировки газа в сжиженном состоянии повышается в 3—4 раза, но из-за повышения его химической активности тре­буются легированные стали для изготовления труб. Природный газ из скважин имеет температуру около 40°С, и его необходимо & охлаждать до температуры грунта. Разрабатывается метод охлаждения газа до температуры минус 70—75°С с теплоизоляцией труб, что также повысит пропускную способность газопроводов. Производительность может быть повышена при ликвидации тур­булентности, снижающей скорость транспортировки. Для этого применяют искусственные "водоросли", разбивающие поток жидкого груза.

На 1 км газопровода диаметром 1420 мм идет примерно 700 т труб. Перед металлургами стоит задача создания особо прочных и тонкостенных труб. Острой является проблема внешней и внутренней коррозии труб из-за химической активности транс­портируемого груза. Изоляция внутренних поверхностей повы­шает пропускную способность на 5—8%, но удорожает общую стоимость труб. В крупных городах проблема коррозии усугубля­ется блуждающими токами. В стране ежегодно из-за коррозии . теряется до 15 млн т стали.

Трубы от коррозии защищаются различными методами, в частности, битумно-бумажным покрытием, полимерными пленка­ми с защитными обертками, эпоксидными и лакокрасочными : пленками, пенополиуретаном и др. Самым надежным является ; эмалирование, но в связи с его дороговизной применяется до­вольно ограниченно, в основном в городах. За рубежом приме­няют полиэтиленовые покрытия на предварительно нанесенной -клеевой состав из бутилкаучука или покрытия на основе эпоксидных смол, обладающих высокой адгезионной прочностью и J стойкостью к повышению температуры, а также многослойные покрытия из полиэтиленовых и поливинилхлоридных лент на бутилкаучуковой грунтовке. Для внутренней изоляции приме­няют лакокрасочные покрытия на основе эпоксидных полиуретановых смол и цементно-песчаные покрытия.

Трубопроводы в зависимости от природно-климатических ус­ловий региона укладываются непосредственно на землю, на спе­циальные эстакады или закладываются в землю (наиболее рас­пространенный способ для городских трубопроводов). При пере­сечении водных преград трубопровод проводят по дну. В связи с этим возникают проблемы, особенно в зонах вечной мерзлоты, пустынно-степных и др., так как при перекачке грузов трубопро­вод нагревается, и меняется тепловой режим почвы. Мерзлота подтаивает, что приводит к отрыву трубопроводов. В зонах с низкими температурами обычные марки стали становятся хруп­кими. Для районов, характеризующихся лавинообразованием, изготавливаются многослойные трубы, что позволяет поднимать рабочее давление до 15 МПа. Лазерная спайка и сварка повыша­ет качество швов.

Для уменьшения металлоемкости, массы, коррозии приме­няются пластмассовые трубы. Опыт США, Канады, Германии и других стран показал рентабельность этого материала — 1 т пла­стмассовых труб - заменяет 7,5 т стальных и 12 т чугунных труб. Некоторые пластики при диаметре до 70 мм выдерживают давле­ние до 25 МПа, что позволяет увеличивать провозную способ­ность трубопровода в 1,5 раза. Однако прочность и термостой­кость пластиков еще недостаточны.

Для улучшения экологической обстановки в районе пролега­ния трубопроводов необходимо наладить наиболее быстрый по­иск неисправностей. Разработан метод дистанционного обнару­жения повреждений лазерным анализатором, установленным на самолете.

Остается сложной проблема уменьшения количества персона­ла, работающего, как правило, вахтовым методом на промежу­точных компрессорных станциях. Для этого продолжаются ис­следования по широкому внедрению средств автоматизации управления работой трубопроводов. Такие системы позволяют обеспечить оптимальное функционирование трубопровода по за­данным параметрам, а также вести учет и анализ производствен­ной и экономической деятельности.

Решение части проблем на трубопроводном транспорте позво­лило за последние годы снизить себестоимость перекачки нефти на 15-20%.