logo search
METEO

23. Орографическая турбулентность.

Орографическая турбулентность возникает в результате роторной и роторно-волновой деформации воздушного потока над горами и над подветренной стороной гор. При обтекании горных препятствий структура воздушного потока резко меняется, причём изменения могут иметь как упорядоченный, так и случайный характер. К упорядоченным движениям относятся горные волны как следствие волновой деформации воздушного потока.

К движениям, имеющим случайный характер, относится орографическая турбулентность, возникающая как при потере устойчивости горных волн, так и вследствие механической деформации воздушного потока при его взаимодействии с подстилающей поверхностью (роторная деформация потока). Чаще всего над горами в воздушном потоке наблюдаются и упорядоченные, и турбулентные возмущения, возникающие вследствие роторно-волновой деформации воздушного потока.

Вероятность болтанки при полёте воздушных судов над горами выше вероятности её над равниной. Большая роль в развитии упорядоченных вертикальных потоков и орографической турбулентности над горами, и особенно над подветренной стороной гор, принадлежит характеру распределения ветра и температуры воздуха с высотой в набегающем невозмущённом воздушном потоке. Деформация воздушного потока зависит также от высоты и формы горного препятствия.

Развитие значительных вертикальных воздушных потоков и (или) орографической турбулентности наблюдается лишь при скорости ветра над горным препятствием больше 8-10 м/с, ветер должен быть направлен почти перпендикулярно горному препятствию.

Особенности выполнения полета над горной местностью.    При выполнении полета над горной местностью необходимо: 1.  Использовать для визуальной ориентировки, кроме крупных населенных пунктов, рек и озер, горные долины, характерные вер­шины  гор, направление расположения  горных хребтов,  а также покров гор и их цвет. 3.   Определять более часто угол сноса, путевую скорость са­молета и ветер. 5.   Подход самолета к горному аэродрому осуществлять через ДПРМ на высоте не ниже нижнего безопасного эшелона, а за­ход на посадку при любой метеообстановке производить только по установленной схеме. 6.   При посадке на горном  аэродроме, где  атмосферное дав­ление на уровне ВПП меньше предельного значения барометри­ческого давления,  нанесенного на  шкале высотомера, диспетчер сообщает экипажу самолета,  заходящего на  посадку, кроме  ат­мосферного давления  барометрическую высоту  ВПП.  Эта  высо­та определяется   диспетчером  по   барометрическому  высотомеру, шкала давлений которого установлена на отсчет 760 мм рт. ст. или при помощи таблицы Международной стандартной атмосфе­ры по фактическому давлению на ВПП. Полученную высоту эки­паж устанавливает на высотомерах при помощи подвижных ин­дексов, вращая кремальеру по часовой стрелке. В этом случае при посадке самолета бортовые высотомеры должны показать нуль высоты.