logo search
Общий курс транспорта

31. Железнодорожный промышленный транспорт.

Железнодорожный промышленный транспорт выполняет объем перевозок в три раза больший, чем магистральный (примерно 3,0 млрд т в год). Протяженность путей сообщения промышленного железнодорожного транспорта более 95 тыс. км, 60% подъездных путей имеют среднюю длину 1,5—2,5 км. Доля времени нахожде­ния вагонов на путях промышленного транспорта в общем вре­мени оборота вагонов составляет 20—22%.

Железнодорожный промышленный транспорт на открытых разработках (в карьерах) работает на крутых уклонах, на времен­ных путях, а при других технологиях в добывающей промышлен­ности его работа зависит от глубины залегания полезных иско­паемых, способа вскрышных работ, используемой техники, укло­нов, длин траншей и т. д.

Грузонапряженность данного вида транспорта составляет от нескольких тысяч до 20 млн т на один подъездной путь в год. Его пути характеризуются большим числом криволинейных уча­стков с малым радиусом (100 м и менее). Промышленные желез­ные дороги должны выдерживать большие нагрузки при скоро­сти 8—15 км/ч.

На заводских территориях используют в основном тепловозы мощностью от 150 до 4000 л. с, но в шахтах и на некоторых от­крытых разработках горнообогатительных комбинатов исполь­зуются электровозы мощностью до 2100 кВт. Для вывоза грузов из глубоких карьеров (500 м и более) созданы специальные элек­тропоезда или тяговые агрегаты. Создаются гибридные локомо­тивы и тяговые агрегаты, работающие как тепловозы или элек­тровозы (при наличии контактных сетей). Для перевозки некото­рых грузов применяют специализированный подвижной составу например, чугуновозы для жидкого металла грузоподъемностью до 140 т (а на большие расстояния — до 600 т), шлаковозы грузо­подъемностью 48 т для расплавленного шлака температурой 1400—1500°С, думпкары (вагоны-самосвалы) грузоподъемностью до 200 т и др. Специализированный подвижной состав составля­ет примерно 70%.

Поскольку на промышленном транспорте отсутствует центра­лизованная система управления, в целях повышения эффектив­ности использования промышленного железнодорожного транс­порта образованы объединенные предприятия, а в крупных про­мышленных узлах — межотраслевые предприятия промышленно­го железнодорожного транспорта (ППЖТ), обслуживающие гру­зовладельцев разных ведомств. При рыночных отношениях ППЖТ стали самостоятельными акционерными предприятиями и фирмами. Создан концерн "Промжелдортранс", протяжен­ность рельсовой колеи которого составляет 5000 км. Для лучшего взаимодействия между ППЖТ создана грузовладельческая ассо­циация (ГРАССО), в которую входят транспортные предприятия различных отраслей народного хозяйства. В условиях спада объе­мов перевозок и конкуренции происходит объединение транс­портных предприятий и проводятся работы по согласованию их действий на рынке транспортных услуг и тарифной политики с магистральным железнодорожным транспортом.

Для обеспечения безопас­ности, оперативного руко­водства движением поездов на территории предприятия и связи с внешними пере­возками широко применя­ют различные системы.

Для повышения эффективности использования промышленно­го железнодорожного транспорта образованы объединенные пред­приятия, а в крупных промышленных узлах — межотраслевые пред­приятия, обслуживающие грузовладельцев разных ведомств