logo search
ЛЕКЦИИ

Лекция 9. Задачи устройств сигнализации и связи в обеспечении брп. Сигналы. Ежс, паб. Требования птэ к устройствам сигнализации и связи

Сигналы служат для обеспечения безопасности движения, а также для четкой организации движения поездов и маневровой работы.

Сигнал является приказом и подлежит безусловному выполнению. Работники железнодорожного транспорта должны использовать все возможные средства для выполнения требований сигнала.

Проезд закрытого светофора запрещается.

Угасшие сигнальные огни светофоров (кроме предупредительных на участках, которые не оборудованы автоматическим блокированием, заградительных и повторительных), непонятное их показание, а также непонятная подача сигналов другими сигнальными приборами требуют остановки.

В исключительных, предусмотренных как особые, случаях проезд закрытого (с непонятным показанием или угасшего) светофора допускается соответственно порядку, определенному этими Правилами и Инструкцией по движению поездов и маневровой работы.

В сигнализации, которая обеспечивает движение поездов, применяются такие основные сигнальные цвета:

зеленый, что разрешает движение с установленной скоростью;

желтый, что разрешает движение и требует уменьшения скорости;

красный, что требует остановки.

В сигнализации при маневровой работе применяются, кроме того, такие цвета:

лунно-белый, что разрешает маневры;

синий, что запрещает маневры.

Запрещается размещение декоративных полотнищ, плакатов и вогнів красного, желтого и зеленого цветов, которые препятствуют восприятию сигналов и искажают сигнальные показания.

На железнодорожном транспорте применяются только сигналы, утвержденные Министром транспорта Украины.

Типы сигнальных приборов, которые применяются, должны быть утвержденные Государственной администрацией железнодорожного транспорта Украины. Цвет сигнального стекла и линз должны отвечать утвержденным стандартам.

На сети железных дорог, как постоянные сигнальные приборы, применяются светофоры.

На участках, где временно к замене на светофоры сохраняются семафоры, порядок их применения определяется Инструкцией по движению поездов и маневровой работы.

Красные, желтые и зеленые сигнальные огни светофоров входных, предупредительных, проходных, заградительных и прикрытие на прямых участках колеи имеют днем и ночью четко различаться из кабины управления локомотива поезда, который приближается, на расстоянии не меньшей чем 1000 м.

На кривых участках колеи показания этих светофоров, а также сигнальных полос на светофорах должны четко различаться на расстоянии не менее чем 400 м. В очень пересеченной местности (горы, глубокие выемки) допускается видимость перечисленных сигналов на расстоянии меньшей 400 м, но не меньшей чем 200 м.

Показание исходных и маршрутных светофоров главных колей должны четко различаться на расстоянии не меньшей 400 г, исходных и маршрутных светофоров боковых колей, а также пригласительных сигналов и маневровых светофоров - на расстоянии не меньшей чем 200 м.

Перед всеми входными и проходными светофорами и светофорами прикрытия должны устанавливаться предупредительные светофоры. На участках, оборудованных автоблокировкам, каждый проходной светофор есть предупредительным по отношению к следующему светофору.

На участках, где автоматическая локомотивная сигнализация применяется как самостоятельное средство сигнализации и связи, предупредительные светофоры перед входными светофорами могут не устанавливаться.

На линиях, оборудованных автоблокировкам с трехзначной сигнализацией, расстояние между сопредельными светофорами должны быть не меньшей чем тормозной путь, который определяется для данного места за полного служебного торможения и максимальной скорости, которая реализуется, но не большая как 120 км/ч для пассажирских поездов и 80 км/ч - для грузовых поездов и, кроме того, должны быть не меньшей чем тормозной путь за экстренного торможения с учетом расстояния, которое проходит поезд за время, необходимое для влияния устройств автоматической локомотивной сигнализации и автостопу на тормозную систему поезда. При этом на участках, где видимость сигналов меньшая 400 м, а также на сызнова оборудованных линиях с автоблокировкой, указанное расстояние, кроме того, должны быть не меньшей 1000 м.

На линиях, которые раньше были оборудованы автоблокировкам с трехзначной сигнализацией, отдельные светофоры могут быть оставлены с разрешения начальника железной дороги на расстоянии, которое меньшее за необходимый тормозной путь. На таком светофоре, а также на предупредительном к нему должны устанавливаться световые указатели. На станциях световые указатели применяются, когда расстояние между сопредельными светофорами (входным, маршрутным, исходным) главного пути меньшая за необходимый тормозной путь.

Линии с особенно интенсивным движением пригородных поездов, где необходимо иметь участка-блока-участка, менее короткие минимальной длины, установленной для трехзначной сигнализации, оборудуются автоблокировкам с четырехзначной сигнализацией.

На линиях, которые оборудованы автоблокировкам с трехзначной сигнализацией, на которые осуществляется движение пассажирских поездов со скоростью больше 120 км/ч или грузовых поездов со скоростью больше 80 км/ч, движение их с установленной максимальной скоростью разрешается при зеленом огне локомотивного светофора, если обеспечивается остановка поезда перед путевым светофором с запрещающим показанием, при условии применения служебного торможения после изменения зеленого огня локомотивного светофора на желтый.

На участках с полуавтоматическим блокированием расстояние между входным, маршрутным, исходным светофорами должны быть не меньше тормозного пути, определенного для данного места за полного служебного торможения и скорости, которые максимально реализуется, а при наличии путевых устройств автоматической локомотивной сигнализации это расстояние, кроме того, должны быть не меньшей тормозного пути при экстренном торможении с учетом расстояния, которое проходит поезд за время, необходимое для влияния устройств автоматической локомотивной сигнализации и автостопу на тормозную систему поезда.

На участках, не оборудованных автоблокировкам, предупредительные светофоры устанавливаются от основных светофоров на расстоянии, не меньшей за тормозной путь, определенный для данного места за экстренного торможения и скорости, которые максимально реализуется, а при наличии на участках приближения путевых устройств автоматической локомотивной сигнализации - на расстоянии, не меньшей тормозного пути за экстренного торможения с учетом расстояния, которое проходит поезд за время, необходимое для влияния устройств автоматической локомотивной сигнализации и автостопу на тормозную систему поезда при скорости, которая максимально реализуется.

На участках, где автоматическая локомотивная сигнализация применяется как самостоятельное средство сигнализации и связи, длина двух сопредельных участков-блоков-участков должны быть не меньшей тормозного пути, определенного для данного места за экстренного торможения с учетом расстояния, которое проходит поезд за время, необходимое для влияния устройств автоматической локомотивной сигнализации и автостопу на тормозную систему при скорости, которая максимально реализуется.

Светофоры устанавливаются с правой стороны в направлении движения или над осью пути, которая ограждена ими. Заградительные светофоры и предупредительные к ним, что устанавливаются на гонках перед переездами для поездов, которые двигаются по неправильному пути, могут размещаться с левой стороны в направлении движения.

Светофоры устанавливаются так, чтобы сигналы, которые они подают, нельзя было воспринимать из поезда за сигналы, которые принадлежат к сопредельным путям.

Если габариты для установления светофоров с правой стороны отсутствуют, то с разрешения начальника железные дороги допускается размещать их с левой стороны:

входные и проходные светофоры, которые устанавливаются временно на период строительства второго пути.

С разрешения начальника железной дороги на отдельных станциях допускается установление с левой стороны горочных светофоров, а также маневровых из вытяжных и тупиковых колей, где это предопределяется технологией маневровой работы.

Светофоры применяются, как правило, с сигнальными огнями, которые нормально светятся.

На линиях с автоблокировкой допускается на проходных светофорах применения сигнальных огней, которые нормально не светятся, а загораются при въезде поездов на блок-участок перед ними.

При условии неисправностей устройств управления светофоры должны автоматически принимать запрещающее показание, а предупредительные светофоры - показание, которые отвечает запрещающему показанию связанных с ними основных светофоров.

На участках, оборудованных автоблокировкам, нормальное показание проходных светофоров - разрешающее, а входных, маршрутных и исходных - запрещающее.

На участках, не оборудованных автоблокировкам, нормальной показанием входных, исходных, проходных и маршрутных светофоров - запрещающее.

Нормальное показание светофоров прикрытия устанавливается начальником железной дороги.

Входные светофоры должны быть установлены от первого входного стрелочного перевода на расстоянии не ближе 50 м, считая от остряка протишерсного или предельного столбика пошерсного стрелочного перевода.

Входные светофоры, раньше установленные на расстояния меньше 50 м, но не ближе 15 м от стрелочного перевода, могут не переставляться.

На электрифицированных участках входные светофоры, а также сигнальные знаки "Граница станции" должны устанавливаться перед воздушными промежутками (со стороны перегона), что отделяют контактную сеть перегона от контактной сети станций.

Входные светофоры должны устанавливаться для каждой отправного пути впереди места, предназначенного для стоянки локомотива поезда, который отправляется.

На станциях при отправлении поездов с путей, которые не имеют достаточной длины, когда глава поезда находится за исходным светофором, разрешается на оборотной стороне его устанавливать повторительную головку светофора. Перечень станций, на которые необходимо устанавливать повторительную головку на исходных светофорах, и порядок применения сигналов в таких случаях определяются начальником железной дороги.

Допускается установление групповых исходных и маршрутных светофоров для группы путей, кроме тех, по которым осуществляется непрерывный пропуск поездов. Групповые исходные и маршрутные светофоры дополняются маршрутными указателями с указанием номера пути, с которого разрешается отправление поезда.

Проходные светофоры автоматического блокирования устанавливаются на границах между блоками-участками, а проходные светофоры полуавтоматического блокирования - на границах межпостовых перегонов.

На участках, где автоматическая локомотивная сигнализация применяется как самостоятельное средство сигнализации и связи, на границах блоков-участков устанавливаются сигнальные знаки "Граница блока-участка".

На станциях стрелки, которые принадлежат к маршрутам приема и отправление поездов, должны быть взаимозависимыми с входными, исходными и маршрутными светофорами.

Стрелки ответвлений от главного пути на перегонах при наличии устройств путевого блокирования или электрожезловой системы связываются с этими устройствами таким образом, чтобы открытие ближайшего проходного или исходного светофора или изъятие жезла было возможным только при нормальном положении стрелки по главному пути.

Пересечение на одном уровне и сплетение колей, а также разводные мосты должны огораживаться светофорами прикрытия, установленными с обеих сторон на расстоянии не ближе 50 м соответственно от предельных столбиков или начала моста.

На станциях, размещенных на участках с автоматическим или полуавтоматическим блокированиям, где предполагается непрерывный пропуск поездов по главным и приемо-отправочным путям, на входных и маршрутных светофорах должен применяться сигнализация непрерывного пропуска поездов этими путями.

Схемы размещения светофоров, а также таблицы взаимозависимости положения стрелок и сигнальных показаний светофоров в маршрутах на станциях утверждаются начальником железной дороги.

Места размещения постоянных сигналов определяются комиссией, предназначенной начальником участка железной дороги (начальником железной дороги).