3. Анализ дорожно-транспортных происшествий и аварийности
Основные цели анализа ДТП сводятся к систематическому поиску возможностей предупреждения ДТП, а также к выявлению вины и определению меры наказания причастных к нему лиц.
Различают следующие виды анализа ДТП:
анализ единичных ДТП (детерминированный, причинно-следственный, юридический анализ, экспертиза ДТП);
анализ ДТП как массового явления (параметрический, вероятностный, статистический анализ).
Анализ единичных ДТП основан на детальном исследовании причин конкретного ДТП и его последствий, анализ ДТП как массового явления — на использовании учетных данных о ДТП, статистических данных о водителях, транспортных средствах и т. д.
Общая схема причинно-следственного подхода к анализу ДТП — построение модели механизма совершения ДТП, что позволяет выявить мероприятия по предупреждению ДТП.
Для анализа единичных ДТП с целью установления связи между фактом ДТП и нарушениями норм и правил, регламентирующих БДД (юридический анализ, экспертиза ДТП), возможности использования вероятностных оценок причинных связей очень ограничены, так как выводы анализа, являясь основанием для привлечения к уголовной ответственности, должны отвечать жестким требованиям высокой степени достоверности.
При анализе ДТП как массового явления выясняется, каковы тенденции изменения показателей, характеризующих аварийность, с какими факторами сопряжен наибольший риск возникновения ДТП, на чем должны быть сконцентрированы усилия по их предупреждению.
На основании сопоставления разных показателей можно установить, какие факторы и условия повышают вероятность ДТП и насколько.
Полученные выводы могут быть использованы также применительно к отдельным ДТП при обосновании мероприятий по их предупреждению.
В качестве основного метода анализа аварийности применяется метод сопоставления, для использования которого нужно четко представлять, какие объекты, процессы, факторы следует сопоставлять между собой, по каким характеристикам, свойствам, показателям должно проводиться сопоставление, какая конкретная расчетная процедура должна быть положена в основу сопоставления.
Объектами сопоставленияявляются:
субъекты Российской Федерации при решении задачи государственного управления региональным развитием в сфере БДД;
объединения, предприятия, организации, учреждения, осуществляющие перевозки пассажиров и грузов, при решении задачи по предупреждению ДТП в ДТК Российской Федерации;
дороги различного значения и категорий, зоны обслуживания дорожных и коммунальных организаций, конкретные дороги, участки дорог, пересечения дорог и другие очаги аварийности и места концентрации ДТП при решении задачи совершенствования дорожных условий;
категории и марки транспортных средств, характеристики их грузоподъемности, вместимости, особенности эксплуатации и др. при решении задачи повышения активной и пассивной безопасности транспортных средств.
Для анализа аварийности используют абсолютные, удельные и относительные показатели.
Абсолютные показателиобразуются в результате накопления данных о единичных ДТП. Основное назначение абсолютных показателей — отражение масштабов аварийности, оценка ущерба от ДТП, анализ динамики аварийности. К абсолютным показателям относятся число ДТП, число погибших, число раненых, число ДТП из-за технической неисправности транспортных средств и др.
Для анализа аварийности необходимо использовать также абсолютные показатели, характеризующие условия, в которых осуществляется деятельность по ОБДД. Совокупность показателей, характеризующих эти условия, зависит от уровня управления БДД (федеральный, региональный, организации, осуществляющей перевозочную деятельность), основными среди них являются следующие:
характеристики социально-экономического развития региона (территория, численность населения);
численность, состояние и развитие парка транспортных средств; состояние и развитие дорожной сети (протяженность дорог, интенсивность движения, в том числе по участкам дорог и в разные промежутки времени); наличие и эффективность системы оказания скорой медицинской помощи, контроля соблюдения требований БДД; число организаций, осуществляющих разные виды перевозочной деятельности;
условия деятельности транспортных организаций (численность и структура парка; данные о маршрутах перевозок, численности,
стаже, возрасте, квалификации водительского состава; наличие и организация предрейсовых медицинских осмотров и т.д.).
Абсолютные показателимало пригодны для сопоставительного анализа уровня ОБДД. Например, по абсолютному числу ДТП, погибших и раненых нельзя сравнить уровень БДД в разных регионах из-за различия в численности транспортных средств, протяженности дорог и других специфических особенностей, объективно влияющих на эти показатели.
Удельные показателипредставляют собой процентную долю одного абсолютного показателя аварийности от другого. Наиболее часто используют удельный вес ДТП, совершенных водителями, находящимися в состоянии алкогольного опьянения, в общем числе ДТП по вине водителей; удельный вес ДТП по вине водителей транспортных средств отдельных типов в общем числе ДТП по вине водителей; удельный вес ДТП отдельных видов в общем числе ДТП; удельный вес ДТП в городах, других населенных пунктах, на автомобильных дорогах в общем числе ДТП; удельный вес ДТП из-за определенного вида нарушений ПДД в общем числе ДТП; удельный вес пострадавших (погибших, раненых) разных категорий участников дорожного движения в общем числе пострадавших (погибших, раненых) и др.
Удельные показатели применяют для описания структуры аварийности.
Относительные показателиобразуются делением одного абсолютного показателя на другой. Наиболее часто используют такие относительные показатели, как число ДТП, погибших или раненых на 1 млн. км пробега транспортных средств, на 10 тыс. транспортных средств, на 10 тыс. водителей, на 100 тыс. населения, на 100 км автомобильных дорог и т.д.
К основным методам анализа динамики аварийности относят оценку изменения показателей аварийности:
по отношению к предшествующему периоду времени (точка к точке);
отношению к базовому периоду времени;
отношению к среднему значению за несколько предшествующих лет (точка к среднему);
средним показателям, например по средним за два последних пятилетних периода (средние к среднему).
Результаты анализа динамики аварийности представляют в виде таблиц, графических зависимостей, диаграмм, карт.
Изучение и сопоставление динамики изменения показателей аварийности производят, как правило, для оценки результатов деятельности по ОБДД, выявлению неблагоприятных тенденций, являющихся основанием для дальнейшего анализа, направленного на выяснение причин этих неблагоприятных изменений с целью принятия необходимых предупредительных мер.
Анализ статистики отчетных ДТП по России позволяет выделить наиболее распространенные нарушения Правил дорожного движения водителями и пешеходами, с которыми связано возникновение происшествий (табл. 1).
Таблица 1
Характер нарушений | Доля ДТП в общем числе отчетных, % | Характер нарушений | Доля ДТП в общем числе отчетных, % |
Водитель Неправильный выбор скорости водителем Выезд на полосу встречного движения Несоблюдение приоритета на нерегулируемом пересечении Нарушение правил обгона Несоблюдение дистанции |
27
11,0
8,5
4,5
3,1 | Пешеходы Переход дороги в неустановленном месте Внезапный выход на проезжую часть в непосредственной близости от транспортного средства |
6,5
8,0 |
Доля приведенных неправильных действий водителей и пешеходов в разных регионах страны и в разных городах неодинакова и может колебаться примерно так же, как и основные виды происшествий, что показано в табл. 1. Однако важно отметить, что на все указанные нарушения можно влиять с целью их ликвидации не только усилением надзора за дисциплиной дорожного движения инспекторами ГИБДД и общественности, но также совершенствованием организации дорожного движения.
Количественный анализ дает лишь цифровые показатели и возможность сравнивать состояние аварийности по годам и за другие календарные сроки и выявлять общие тенденции изменения. Простейший количественный анализ обычно ограничивается данными об общем числе ДТП, количестве погибших и раненых людей. Важным показателем при количественном анализе является тяжесть последствий ДТП.
Коэффициент тяжести ДТП КТ может быть определен как отношение числа погибших людей nу к числу раненых np за определенный календарный срок:
КT= nу / np.
Чем меньше величина этой дроби, тем меньше тяжесть ДТП. По данным официальной отчетности о ДТП, в различных странах показатель тяжести ДТП колеблется в широких пределах от 1/5 до 1/40. Следует, однако, учитывать, что на величину КT оказывает большое влияние степень полноты охвата ДТП с легкими телесными повреждениями людей.
В качестве оценочного показателя тяжести ДТП применяют также относительное (удельное) количество погибших людей при ДТП. Так, например, тяжесть различного вида ДТП в РОССИИ характеризуется показателями относительной тяжести последствий ДТП, количеством погибших на 1000 ДТП данного вида (табл. 2). Во многих случаях объективный сравнительный анализ ДТП может быть сделан только при вычислении удельных (относительных) показателей. Это совершенно необходимо в тех случаях, когда объем источника ДТП неодинаков, т. е., например, при сравнении ДТП для существенно различающихся по масштабам автомобильного движения стран, городов, автотранспортных предприятий.
На практике находят применение удельные показатели количества ДТП или количества погибших людей, рассчитанные по отношению к следующим данным: на 10000 жителей; на 1000 транспортных средств; на 1000 водителей; на 1 км протяжения дороги; на 1 млн. км пробега транспортных средств. Наиболее объективным является последний из перечисленных показателей, так как он в отличие от остальных учитывает непосредственно важнейший фактор, обусловливающий вероятность ДТП — величину пробега транспортных средств. Здесь уместно напомнить, что, например, легковые автомобили индивидуального пользования имеют за год пробеги в 3—12 раз меньше, чем автомобили транспортных организаций. Поэтому сравнение количества ДТП на 1000 транспортных средств индивидуального пользования и находящихся в транспортных организациях (например, такси и др.) приводит к несопоставимым результатам.
Таблица 2
Вид ДТП | Относит. тяжесть последствий ДТП | Вид ДТП | Относит. тяжесть последствий ДТП |
Падение пассажира Наезд на гужевой транспорт Опрокидывание Наезд на пешехода | 290
241 208 180 | Наезд на велосипедиста Столкновение Наезд на препятствие Наезд на животное |
177 153 141 67 |
Показатель относительной аварийности Ко определяют по формуле
где - — количество ДТП на рассматриваемый период (обычно год);
—суммарный пробег транспортных средств за тот же период, км;
- протяженность магистрали, км;
- суточный объем движения транспортных средств.
Тогда формула примет вид:
Ко= nдтп 106 /(365 Nal)
- Подъемщиков а.Н.,
- Лекция 1. Тема 1. Факторы, влияющие на безопасность движения. Автомобиль, водитель, пешеходы, дорога
- 1. Введение. Система вадс
- 2. Факторы, связанные с транспортным средством
- 3. Размеры и масса транспортного средства
- 4. Мощность двигателя и скоростные характеристики
- 5. Техническое состояние и оборудование транспортных средств
- Лекция 2. Тема 1. Факторы, влияющие на безопасность движения. Автомобиль, водитель, пешеходы, дорога (продолжение)
- 6. Факторы, связанные с человеком
- 7. Факторы, связанные с дорогой
- 8. Геометрические параметры дороги
- 9. Пересечения и примыкания
- 10. Состояние дорожного покрытия
- Лекция 3. Тема 2. Характеристики дорожного движения
- 1. Транспортный поток
- 2. Интенсивность движения
- 3. Неравномерность транспортного потока
- 4. Объем движения
- 5. Состав транспортного потока
- 6. Плотность транспортного потока
- Лекция 3. Тема 1. Характеристики дорожного движения (продолж.)
- 7. Скорость и темп движения
- Лекция 5. Тема 3. Дорожные условия и безопасность движения
- 1. Пропускная способность дороги
- 2. Определение пропускной способности дороги
- 3. Пропускная способность многополосных улиц и пересечений
- Лекция 6. Тема 3. Дорожные условия и безопасность движения (продолжение)
- 4. Пропускная способность пешеходных путей
- 5. Улично-дорожная сеть
- Лекция 7. Тема 3. Дорожные условия и безопасность движения (продолжение)
- 6. Загрузка дороги движением, ее пропускная способность и безопасность движения
- 7. Роль дорожных условий в обеспечении безопасности движения
- Лекция 8. Тема 4. Классификация и анализ дорожно-транспортных происшествий
- 1. Дорожно-транспортные происшествия
- 2. Основные виды дорожно-транспортных происшествий
- 3. Анализ дорожно-транспортных происшествий и аварийности
- Лекция 9. Тема 4. Классификация и анализ дорожно-транспортных происшествий (продолжение)
- 4. Топографический анализ дтп, выявление очагов
- Лекция 10. Тема 4. Классификация и анализ дорожно-транспортных происшествий (продолжение)
- 5. Конфликтные точки и конфликтные ситуации
- Лекция 11. Тема 5. Психофизиологические основы деятельности и подготовки водителя
- 1. Психофизиологические основы деятельности и подготовки водителя
- Лекция 12. Тема 6. Безопасность транспортных средств, ее роль в решении проблемы обеспечения безопасности дорожного движения
- 1. Состояние и актуальность проблемы обеспечения безопасности дорожного движения
- 2. Роль безопасности транспортных средств в решении проблемы обеспечения безопасности дорожного движения
- 3. Основные направления работ по обеспечению безопасности транспортных средств
- Лекция 13. Тема 7. Виды безопасности автомобиля и нормативные документы по конструктивной безопасности
- 1. Виды безопасности автомобиля
- 2. Нормативные документы по конструктивной безопасности транспортных средств
- 3. Активная безопасность автомобиля и измерители ее свойств
- Лекция 14. Тема 7. Виды безопасности автомобиля и нормативные документы по конструктивной безопасности (продолжение)
- 4. Факторы, влияющие на активную безопасность
- 5. Габаритные параметры
- 6. Весовые параметры
- Лекция 15. Тема 8. Управляемость автомобиля
- 1. Управляемость и ее значение для безопасности дорожного движения
- 2. Поворачиваемость автомобиля и ее влияние на безопасность движения
- 3. Потеря управляемости автомобиля по техническим причинам
- Лекция 16. Тема 9. Роль организационных мероприятий в повышении безопасности движения
- 1. Роль организации движения в обеспечении его безопасности
- 2. Обеспечение безопасности движения пешеходов
- 3. Управление скоростями движения автомобилей
- Лекция 17. Тема 9. Роль организационных мероприятий в повышении безопасности движения (продолжение)
- 4. Регулирование использования водителями ширины проезжей части дороги
- 5. Предупреждение водителей о дорожных условиях установкой знаков
- 6. Оперативная информация водителей о дорожных условиях и обстановке движения
- 7. Меры обеспечения безопасности движения
- Библиографический список Основная литература
- Дополнительная литература
- Периодические издания