logo search
4к-2сесия / МНС 09з-1 4курс / Транспортный менеджмент (4к) (МНС) / КОНСПЕКТЫ / Конспект Транспортний менеджмент (4к)

Зм 1. Основы транспортного процесса общие понятия и положения

Понятие «транспортный процесс»употребляется обычно для обозначения целесообразного функционирования транспорта в рамках режима или страны по удовлетворению ими перевозочных потребностей государства и населения.

Качество транспортного процесса во многом зависит от уровня техники, технологии, организации и управления. Термин «транспортный процесс» является аналогичным «процесс производства», принятому в промышленности и других отраслях народного хозяйства. В виде синонима иногда используется термин «перевозочный процесс», хотя он имеет более ограниченный смысл и обращает комплекс конкретных операций, связанных непосредственно с доставкой грузов и пассажиров из пунктов отправления в пункты назначения.

Средства транспорта условно делятся на две характерные категории: постоянное средство, включающие собственно путь (дорогу) и стационарные сооружения со всем их образованием: подвижной состав, к которому относятся все активные (самодвижущиеся) и пассивные (прицепные) единицы, непосредственно осуществляющие передвижение грузов и пассажиров. Масштабы и технический уровень транспортного хозяйства (оснащения) во многом определяют потенциал данного транспорта, но само по себе оснащение не гарантирует выполнения возложенных на транспорт задач. Для этого необходимы технология, организация и система управления транспортным процессом.

Технология определяет порядок исполнения соответствующих операций с указанием их продолжительности, последовательности и параллельности используемого инструмента и оборудования, затрат материалов и труда. О технологии обычно говорят применительно к отдельным подразделениям транспорта и их функциям. Так, например, существуют технологии: технического обслуживания автомобиля, локомотива, судна, самолета, пути (автодороги); производства грузовых работ на станции, в порту, на железнодорожной станции, судна в порту; производство ремонтных работ и т.п.

Существуют технологические процессы станции, морских и речных портов, аэропортов и других подразделений транспорта в виде официально утвердительных документов, по существу представляющих свод отд-

дельных технологий по важнейшим технологическим и коммерческим функциям данного подразделения.

Таким образом, технология транспортного процесса – понятие собирательное, отражающее наличие строго регламентированного порядка линейных транспортных предприятий при осуществлении ими перевозки груза и пассажиров, включая и те операции, которые производятся на стадии подготовки средств транспорта к выполнению перевозок.

Под организацией транспортного процессав самом общем виде понимают комплекс принципиальных положений, методов и структурных схем, предусматривающих увязку деятельности отдельных звеньев транспорта при исполнении ими перевозочного процесса в границах более или менее крупных подразделений транспорта (направления, региона).

Транспортный менеджмент представляет сферу деятельности людей и руководящего состава транспорта и в основном заключается в контроле и обеспечении взаимодействия подразделений и служб на стадиях подготовки и непосредственного осуществления транспортного процесса. На стадии подготовки управление представляет собой по существу научно-техническое и экономическое руководство разработкой наиболее эффективных проектов, планов, выбором новейших образцов техники, технологии и организации. На стадии непосредственного осуществления транспортного процесса управление – это контроль и оперативное командование всеми средствами и кадрами в рамках компетенции каждого звена или транспорта в целом с целью обеспечения установленных планов и звеньев.

Во всех случаях управление состоит в совокупности мер по руководству аппаратом и подчиненными звеньями с целью обеспечения нормативного течения процессов и достижения заданных результатов с минимальными затратами времени, средства труда. Здесь важно подчеркнуть различие между понятиями «организация» и «управление». Образно можно сказать, что организация– это как бы анатомия транспортного процесса, ауправление – его физиология.

Не умаляя значения всех элементов и форм деятельности на транспорте, следует отметить ведущую роль функций управления, которая в конечном счете определяет уровень работы транспорта и соблюдение ими требований, предъявляемых с ее стороны государством и населением. Одна из важнейших задач управления заключается в подготовке и воспитании кадров.