14. Гроза как комплексное атмосферное явление.
С кучево-дождевыми облаками связаны опасные для авиации шквалы. В передней части кучево-дождевого облака вблизи его основания на стыке восходящих и нисходящих воздушных потоков часто возникает вихрь с горизонтальной осью вращения. В зоне вихря наблюдается шквал (SQ) - кратковременное усиление приземного ветра, сопровождающееся резким изменением его направления. При шквале направление ветра может измениться почти на 180°, а скорость ветра может увеличиться до 40 м/с.
В области вихря с горизонтальной осью вращения можно увидеть шкваловый ворот - темный крутящийся вал из разорванных облаков. Шкваловый ворот обычно возникает на высоте порядка нескольких сотен метров и может опускаться до поверхности земли.
С кучево-дождевыми облаками связаны опасные для авиации смерчи. Смерч (FC, тромб, торнадо) - вихрь в атмосфере с вертикальной или слегка изогнутой осью вращения. Большинство смерчей образуется в области глубоких циклонов, где наблюдаются сильный град и разрушительные нисходящие воздушные потоки. Смерчи почти всегда связаны с суперячейковыми кучево-дождевыми облаками.
Воздух в области смерча вращается вокруг вертикальной оси почти так же быстро, как и движется к оси и вдоль неё вверх. Давление воздуха в центре атмосферного вихря может быть ниже окружающего атмосферного давления на 10 %. Разрушительная сила смерчей обусловлена большими скоростями ветра, а также значительным перепадом атмосферного давления.
Фронт порывов представляет большую опасность для полётов воздушных судов. Образование фронта порывов связано с формированием под кучево-дождевым облаком мезоантициклона - купола холодного воздуха, где атмосферное давление повышено на несколько гектопаскалей по сравнению с соседними участками в атмосфере по горизонтали.
Фронт порывов - передняя кромка холодного плотного воздуха, который, двигаясь вниз, достигает поверхности земли и распространяется во всех направлениях под грозовым облаком, вытесняя более тёплый и менее плотный окружающий воздух. Таким образом, фронт порывов формируется благодаря наличию нисходящих потоков под облаком, которые расходятся у поверхности земли и достигают разрушительной силы. Фронт порывов простирается обычно от поверхности земли до высоты около 2 км и является зоной сильной атмосферной турбулентности и опасных для полётов воздушных судов горизонтальных и вертикальных сдвигов ветра.
Нисходящий порыв - сильный нисходящий воздушный поток, вызывающий разрушительные ветры вблизи поверхности земли, связан, как правило, со зрелым грозовым облаком. В области нисходящего порыва обнаруживаются меньшие по размеру, но ещё более интенсивные нисходящие порывы, которые называются микропорывами. Наибольшую опасность микропорыв представляет при заходе на посадку, при посадке и взлёте воздушного судна.
Микропорыв - нисходящий поток, приводящий к внезапному возникновению горизонтального ветра разрушительной силы в области, протяжённость которой по горизонтали примерно от 0,4 до 4 км. Микропорыв скоротечен и обычно существует в течение нескольких минут. Микропорывы состоят из двух частей - сильного нисходящего воздушного потока и порывистого неустойчивого приземного ветра. Скорость нисходящего потока может достигать 30 м/с. При микропорыве может наблюдаться подъём с земной поверхности пыли, песка, что существенно ухудшает горизонтальную видимость.
- 1.Общая циркуляция атмосферы.
- 2. Воздушные массы, их классификации.
- 3. Устойчивые и неустойчивые воздушные массы.
- 4. Атмосферные фронты, их классификации.
- 5. Обострение и размывание атмосферных фронтов.
- 6. Теплый фронт, его особенности, облака.
- 7. Холодные фронты, их особенности, облака.
- 8. Фронты окклюзии.
- 9. Стадии развития циклонов.
- 10. Стадии развития антициклонов.
- 11. Грозы, их классификации.
- 12. Стадии развития грозовой ячейки.
- 13. Влияние гроз на полеты вс.
- 14. Гроза как комплексное атмосферное явление.
- 15. Рекомендации по обеспечению безопасности полетов вс в условиях грозовой деятельности.
- 16. Атмосферная турбулентность и болтанка вс.
- 17. Критерии интенсивности атмосферной турбулентности.
- 18. Обледенение вс.
- 19. Наземное обледенение.
- 20. Интенсивность обледенения вс, ее зависимость от различных факторов.
- 21. Рекомендации по обеспечению безопасности полетов вс в условиях атмосферной турбулентности.
- 22. Рекомендации по обеспечению безопасности полетов вс в условиях обледенения.
- 23. Орографическая турбулентность.
- 24. Горные волны, их интенсивность.
- 25. Сдвиг ветра в приземном слое.
- 26. Влияние сдвига ветра на взлет и посадку вс.
- 27. Электризация вс в полете.
- 28. Условия поражения воздушных судов электрическими разрядами вне зон грозовой деятельности.
- 29. Рекомендации по обеспечению безопасности полетов вс в условиях сдвига ветра.
- 30. Рекомендации по обеспечению безопасности полетов вс в зонах повышенной электрической активности атмосферы.
- 31.Струйные течения.
- 32. Сводки метаr.
- 33. Сводки speci
- 34. Taf
- 42. Sigmet.
- 43.Airmet.
- 44.Gamet.
- 49. Приземная карта погоды.
- 50. Карты абсолютной барической топографии.