logo search
ЛЕКЦИИ

Вагонное хозяйство

Вагоном принято называть несамодвижущуюся единицу подвижного состава, предназначенную для перевозки пассажиров или грузов. Современный парк вагонов состоит из разнообразных их типов и конструкций, которые обусловлено необходимостью удовлетворять основные требования при перевозке: комфорт для пассажиров, сохранность грузов, защита некоторых из них от атмосферных осадков, возможность механизации погрузочно-разгрузочных работ, движение с высокими скоростями, а также обеспечивать минимальные расходы на здание, эксплуатацию и ремонт.

По назначению вагоны разделяются на две основных группы — пассажирские и грузовые. К первому относятся вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров, вагон-рестораны_, почтовые, багажные и специальные назначения.

Вагоны для перевозки пассажиров на большие расстояния оборудованы твердыми и мягкими диванами или полками для лежания, системами отопления, вентиляции или установками кондиционирования воздуха, освещение, туалетными отделениями, служебными помещениями с комплексом технических средств для обслуживания пассажиров и др. Вагоны поездов межобластного значения, предназначенные для перевозки пассажиров на расстояние 200-700 км преимущественно в дневное время, оборудуют мягкими креслами с высокими спинками. Вагон-рестораны_ снабжены оборудованием для приготовления пищи и питанием пассажиров в пути следования. В почтовых и багажных вагонах перевозят соответственно почту или багаж. Каждый основной тип их имеет большое количество разновидностей в зависимости от систем электроснабжения и кондиционирования, количества мест, типа тележек, наличия хребтовой балки и т.д.

Характерные особенности всех пассажирских вагонов:

Вагон-электростанцияупотребится в пассажирских поездах с централизованным электроснабжением. К служебно-техническому относятся вагоны, в которых смонтированное специальное оборудование для проверки технического состояния путевого хозяйства, контактной подвески, тормозов поезда. Вагоны-лаборатории широко употребятся медиками, а также работниками научно-исследовательских институтов.

Парк грузовых вагонов состоит из полувагонов, платформ, цистерн, крытых, изотермических (ледников и рефрижераторных) вагонов и вагонов специального назначения. Полувагоны - наиболее массовый тип вагонов грузового парка. Они предназначены для перевозки всех сыпучих и навалочных грузов, не требующие защиты от атмосферных осадков, а также длинномерных грузов, машин, контейнеров, строительных конструкций и др. В крытых вагонах перевозят грузы, которые требуют защиты от атмосферных осадков. Платформы используют для перевозки длинных и громоздких грузов, разных машин, в том числе на колесном и гусеничном ходу, и контейнеров; цистерны - для редких и газообразных, изотермические вагоны - для скоропортящихся грузов. Вагоны специального назначения предназначены для перевозки только одного или нескольких родственных грузов, к которым предъявляются единые требования и которые не требуют специального очищения грузового помещения: цементовозы, окатышевозы, для перевозки минеральных удобрений, агломерата, сажи, муки, хопперы-дозаторы и др.

Пассажирские и грузовые вагоны классифицируются по осности (двух -, четырех -, шести -, восьми и многоосные), габариту, ширине колеи (ширококолейные, узкоколейные), устройства кузова и материала (цельнометаллические, клепаные, сварные, деревянные и др.), режима эксплуатации (общесетевые и промышленный транспорт). Отдельные типы вагонов классифицируются и по другим признакам. Так, пассажирские вагоны подразделяются на группы в зависимости от оборудования установками кондиционирования воздуха, принудительной вентиляции, электрического или угольного отопления, той или другой системы электроснабжения, ходовых частей и др. Грузовые вагоны различают по нагрузке на ось, на 1 г колеи, грузоподъемности, типа тележек, подшипников, наличия переходных площадок и т.д.

Несмотря на разнообразие типов и конструкций, каждый вагон состоит из кузова, рамы, ходовых частей, автосцепных устройств и тормозов. Кузов предназначен для размещения пассажиров или грузов. Он состоит из боковых н торцевых стен, пола и крыши (у закрытых кузовов). Устройство кузова зависит от типа вагона. Рама воспринимает усилие, которые действуют на вагон. Она состоит из продольных и поперечных балок, жестко соединенных между собой, и является основой кузова, а во многих современных конструкциях вместе с кузовом представляет единую несущую конструкцию. На раме размещенные автосцепные устройства, тормозное оборудование и узлы соединения кузова с кодовыми частями.

Ходовые части служат для плавного движения вагона по рельсовой колее с расчетной скоростью и минимальным сопротивлением. К ним относятся колесные пары, буксы и рессорное подвешивание. Если у вагонов четыре и больше колесные пары, ходовые части объединяются в самостоятельные узлы - тележки. В зависимости от количества колесных пар тележки подразделяют на двух-, трех-, четырех- и многоосные.

Автосцепное устройство предназначено для сцепления вагонов между собой и с локомотивом, а также для передачи и смягчение действия продольных усилий от локомотива до вагона и от одного вагона к другому. Современное автосцепное устройство состоит из автосцепки и поглощающего аппарата. Установлено они из каждой торцевой стороны вагона. Тормоз служит для замедления движения или полной остановки вагона и содержание его на месте. Он состоит из тормозного воздухораспределителя, системы труб, резервуара для сжатого воздуха и рычажной передачи. Все вагоны дорог СНГ оборудованы автоматическими тормозами, а часть дополнительно и ручными тормозами; некоторые пассажирские вагоны - электропневматическими тормозами. Все снова строящиеся вагоны на подшипниках катания оборудуют стояночным тормозом.

Основное назначение вагонного хозяйства– обеспечение перевозки пассажиров и грузов, содержание вагонов в исправном состоянии, подготовка их к перевозкам, обслуживанию пассажирских поездов и рефрижераторных вагонов в колее прохождения. Важнейшим требованием при этом есть обеспечения безопасности движения и сохранности перевезенных грузов.

Размещение и техническое оснащение вагонных депо и участков, пунктов технического обслуживания вагонов, промывочно-пропарочных станций и других сооружений и пристроїв вагонного хозяйства должны обеспечивать установленные размеры движения поездов, качественный ремонт и техническое обслуживание, рациональное использование материальных ресурсов, безопасные условия работы.

Для бесперебойной эксплуатации вагонного парка и содержания его в исправном состоянии установлена система технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов.

Ремонтно-экипировочные депо и пассажирские технические станции должны иметь необходимое технологическое оснащение для качественной подготовки пассажирских вагонов в рейс.

Посты испытания автотормозов обосновываются на станциях, где делают испытание автоматических тормозов, при отсутствии на этих станциях ПКТО и ПТО вагонов. Предназначенные для производства пробы тормозов, замены и ремонта тормозного оборудования.

Контейнерные мастерской предназначенные для производства годового и капитального ремонта контейнеров. Располагаются в районах большой концентрации контейнеров (порты, перевалочные базы, большие товарные станции).