1.1 Метод выявления опасных участков дороги на основе анализа данных о дтп
Участки концентрации ДТП выявляют на основе метода последовательных приближений, обеспечивающего наиболее высокую точность определения таких участков при наличии полной (с точностью до метров) информации о местоположении ДТП и сведений о среднегодовой суточной интенсивности движения. Учитывая, что рассматриваемый метод требует большого объема вычислений, для его применения рекомендуется использовать специальные компьютерные программы.
Для выполнения инженерных расчетов по выявлению участков концентрации ДТП необходимы следующие исходные данные:
- сведения об адресах ДТП, повлекших гибель или ранения людей, совершенных за расчетный период;
- сведения о среднегодовой суточной интенсивности движения за расчетный период;
- данные о фактическом расстоянии между стойками указателей километров на дороге.
Участки концентрации ДТП выявляют на основе следующих стандартных показателей аварийности:
- абсолютного количества ДТП, совершенных на рассматриваемом участке дороги за расчетный период;
- коэффициента относительной аварийности (количества ДТП, приходящегося на 1 млн. авт.- км), вычисляемого по формуле:
, (1)
где n- количество ДТП на участке дороги за расчетный период;
N - среднегодовая суточная интенсивность движения, авт./сут;
L - длина рассматриваемого участка, км;
m- число лет в расчетном периоде (для дорогI-IIIкатегории - 3 года,IV-Vкатегории - 5 лет).
При среднегодовой суточной интенсивности движения свыше 3000 авт./сут. к участкам концентрации ДТП относят участки дорог, на которых абсолютное число ДТП за расчетный период не менее значений, приведенных в табл. 2.1 [Методических рекомендации по назначению мероприятий для повышения безопасности движения на участках концентрации дорожно-транспортных происшествий 2000г.], - а коэффициент относительной аварийности - не менее 0,3.
Местоположение участков концентрации ДТП устанавливают следующим образом.
От адреса произвольно выбранного (например, первого от начала дороги) ДТП последовательно откладывают расстояния («шаблон») от больших значений до меньших в пределах диапазонов их изменения, указанных в табл. 2.11. Для каждого получаемого таким образом отрезка дороги устанавливается за расчетный период абсолютное число ДТП и рассчитывается значение коэффициента относительной аварийности по формуле (1). На основе результатов этих расчетов выявляют отрезок дороги наименьшей длины (из рассмотренных), на котором имеется концентрация ДТП. Протяженность участка концентрации ДТП принимается равной расстоянию от первого до последнего ДТП на рассматриваемом отрезке дороги.
От адреса следующего на дороге ДТП откладывают расстояния той же величины, и для каждого получаемого отрезка дороги проводятся аналогичные расчеты. На основе результатов этих расчетов на рассматриваемых участках дороги либо выявляют концентрацию ДТП, либо устанавливают ее отсутствие.
Последовательно переходя от одного адреса ДТП к другому, продолжают осуществлять вышеперечисленные действия. Расчет завершают, когда будет достигнут адрес последнего на рассматриваемом участке дороги ДТП.
Если местоположение смежных участков концентрации ДТП имеет совпадающие зоны, то их следует рассматривать в качестве единого участка концентрации ДТП.
Результаты расчета данным методом представим в таблицах 1-10.
Таблица 1
1-ый этап (км 11+540-12+050)
Расстояние, м | Число ДТП, шт. | Коэффициент относительной аварийности. 1 млн. авт.-км | Выявлена концентрация ДТП |
1000 | 4 | 0,81 | да |
800 | 4 | 1,01 | да |
600 | 4 | 1,35 | да |
400 | 2 |
| нет |
200 | 2 |
| нет |
На 1-ом этапе выявлен участок концентрации ДТП 11км+540 – 12км+050 протяженностью 540м.
Таблица 2
2-й этап (км 11+610-12+050)
Расстояние, м | Число ДТП, шт. | Коэффициент относительной аварийности. 1 млн. авт.-км | Выявлена концентрация ДТП |
1000 | 3 |
| нет |
800 | 3 |
| нет |
600 | 3 | 1,01 | да |
400 | 1 |
| нет |
200 | 1 |
| нет |
На 2-ом этапе выявлен участок концентрации ДТП 11км+61012км+050 протяженностью 470м.
Таблица 3
5-й этап (км 13+600-13+730)
Расстояние, м | Число ДТП, шт. | Коэффициент относительной аварийности. 1 млн. авт.-км | Выявлена концентрация ДТП |
1000 | 4 | 0,81 | да |
800 | 4 | 1,01 | да |
600 | 4 | 1,35 | да |
400 | 4 | 2,03 | да |
200 | 3 | 3,04 | да |
На 5-ом этапе выявлен участок концентрации ДТП 13км+600-13км+730 протяженностью 130м.
Таблица 4
6-й этап (км 13+680-13+820)
Расстояние, м | Число ДТП, шт. | Коэффициент относительной аварийности. 1 млн. авт.-км | Выявлена концентрация ДТП |
1000 | 3 |
| нет |
800 | 3 |
| нет |
600 | 3 | 1,01 | да |
400 | 3 | 1,52 | да |
200 | 3 | 3,04 | да |
На 6-ом этапе выявлен участок концентрации ДТП 13км+680 13км+820 протяженностью 140м.
Таблица 5
10-й этап (км 16+540-17+140)
Расстояние, м | Число ДТП, шт. | Коэффициент относительной аварийности. 1 млн. авт.-км | Выявлена концентрация ДТП |
1000 | 5 | 1,01 | да |
800 | 5 | 1,27 | да |
600 | 5 | 1,69 | да |
400 | 2 |
| нет |
200 | 2 |
| нет |
На 10-ом этапе выявлен участок концентрации ДТП 16км+540 17км+140 протяженностью 600м.
Таблица 6
11-й этап (км 16+610-17+140)
Расстояние, м | Число ДТП, шт. | Коэффициент относительной аварийности. 1 млн. авт.-км | Выявлена концентрация ДТП |
1000 | 4 | 0,81 | да |
800 | 4 | 1,01 | да |
600 | 4 | 1,35 | да |
400 | 2 |
| нет |
200 | 1 |
| нет |
На 11-ом этапе выявлен участок концентрации ДТП 16км+610 17км+140 протяженностью 530м.
Таблица 7
12-й этап (км 16+980-17+140)
Расстояние, м | Число ДТП, шт. | Коэффициент относительной аварийности. 1 млн. авт.-км | Выявлена концентрация ДТП |
1000 | 3 |
| нет |
800 | 3 |
| нет |
600 | 3 | 1,01 | да |
400 | 3 | 1,52 | да |
200 | 3 | 3,04 | да |
На 12-ом этапе выявлен участок концентрации ДТП 16км+980 17км+140 протяженностью 160м.
Таблица 8
15-й этап (км 18+890-19+080)
Расстояние, м | Число ДТП, шт. | Коэффициент относительной аварийности. 1 млн. авт.-км | Выявлена концентрация ДТП |
1000 | 4 | 0,81 | да |
800 | 4 | 1,01 | да |
600 | 4 | 1,35 | да |
400 | 4 | 2,03 | да |
200 | 4 | 4,06 | да |
На 15-ом этапе выявлен участок концентрации ДТП 18км+890 19км+080 протяженностью 190м.
Таблица 9
16-й этап (км 18+920-19+080)
Расстояние, м | Число ДТП, шт. | Коэффициент относительной аварийности. 1 млн. авт.-км | Выявлена концентрация ДТП |
1000 | 3 |
| нет |
800 | 3 |
| нет |
600 | 3 | 1,01 | да |
400 | 3 | 1,52 | да |
200 | 3 | 3,04 | да |
На 16-ом этапе выявлен участок концентрации ДТП 18км+920 19км+080 протяженностью 160м.
Таблица 10
17-й этап (км 19+050-19+980)
Расстояние, м | Число ДТП, шт. | Коэффициент относительной аварийности. 1 млн. авт.-км | Выявлена концентрация ДТП |
1000 | 4 | 0,81 | да |
800 | 2 |
| нет |
600 | 2 |
| нет |
400 | 2 |
| нет |
200 | 2 |
| нет |
На 17-ом этапе выявлен участок концентрации ДТП 19км+050 19км+980 протяженностью 930м.
Анализ рассматриваемого участка дороги с использованием метода последовательных приближений выявил 4 участка концентрации ДТП, имеющие следующие адреса:
11км+540 – 12км+050
13км+600 – 13км+820
16км+540 – 17км+140
18км+890 – 19км+080
Для каждого участка в зависимости от характера возникновения ДТП по годам отчетного периода определим тип аварийности и от расчетного значения коэффициента аварийности определим степень опасности (согласно [Рекомендации по безопасности движения на автомобильных дорогах, 2002г.] стр.4, 5) НТД. Исходные данные и результаты расчета представим в таблице 11 и 12.
Таблица 11
Исходные данные для расчета
Число ДТП за расчетный период, шт. | 2 | 2 | 4 | 1 |
| 3 | 2 | 2 | 4 | 2 |
Число ДТП в последнем году расчетного периода, шт. | 1 | 1 | 2 |
|
| 1 | 1 | 1 | 2 | 1 |
Интенсивность движения, авт./сут | 6500 | |||||||||
Застройка | да | да | да |
|
|
|
|
|
|
|
км | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Расстояние, м | 1030 | 1050 | 980 | 1200 | 1100 | 1000 | 1000 | 1000 | 1100 | 950 |
Таблица 12
Результаты расчета
Наименование показателей аварийности | Километры | |||||||||
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | |
Коэффициент относительной аварийности | 1,04 | 2,55 |
|
| 1,17 | 2,95 |
| |||
Концентрация ДТП | да | да |
|
| да | да |
| |||
Тип участка концентрации ДТП | С | С |
|
| С | С |
| |||
Степень опасности участка концентрации ДТП | М | О |
|
| М | О |
| |||
Примечание. Тип участков концентрации ДТП: С - стабильный; П - прогрессирующий; З - затухающий. Степень опасности участков концентрации ДТП: М - малоопасный; О - опасный; Оч - очень опасный. |
- Содержание
- Введение
- 1 Выявление опасных участков концентрирования дтп
- 1.1 Метод выявления опасных участков дороги на основе анализа данных о дтп
- 1.2. Метод коэффициентов аварийности
- 2.Основные результаты диагностики участков конценрации дтп
- 2.1 Основные виды дтп
- 2.2 Анализ сезонное/суточное распределение возникших дтп
- 2.3 Анализ основных характеристик дорожных условий на участке
- 2.4 Анализ эксплуатационного состояния дороги
- Список использованной литературы
- Приложение