1.3. Основные показатели эксплуатационной работы железных дорог
Основные показатели эксплуатационной работы железных дорог в своем большинстве определяются через число вагонов, локомотивов. Численность вагонов выражается в физических и условных единицах. Физической единицей считается каждый вагон независимо от числа осей и грузоподъемности. Условными единицами измеряют длину состава. В качестве такой условной единицы принят полувагон длиной 14 м. Любой другой вагон представляет собой столько условных единиц, во сколько раз его длина превышает 14 м. Так, 4-осный крытый вагон равен по длине 1,06 условных вагонов; 8-осная цистерна - 1,58 условных вагонов.
Показатели эксплуатационной работы железных дорог делятся на количественные и качественные. Количественные показатели характеризуют объемы перевозок пассажиров и грузов, а также работы подвижного состава. К ним относятся: число перевезенных пассажиров, пассажирооборот, число погруженных и выгруженных вагонов (погрузка, выгрузка), грузооборот, пробеги вагонов, локомотивов, поездов, грузонапряженность и др.
Погрузку и выгрузку учитывают в физических вагонах и тоннах, грузооборот - в тонно-километрах нетто (ткм), пассажирооборот – в пассажиро-километрах (пасс-км). Пробеги подвижного состава измеряются в вагонокилометрах, локомотивокилометрах, поездокилометрах. Грузонапряженность, или густота перевозок (загрузка линии), определяется тонно-километрами нетто на 1 км линии в год.
Качественные показатели характеризуют использование подвижного состава. К ним относятся: скорость движения поездов, оборот вагона, среднесуточный пробег и производительность вагонов, локомотивов, нагрузка вагона, производительность труда и себестоимость перевозок. Скорость движения поездов отражает уровень технической вооруженности железных дорог и качество организации движения. С повышением скорости движения поездов сокращаются сроки доставки грузов, ускоряется проезд пассажиров, улучшается использование вагонов и локомотивов, увеличивается провозная способность линий. При этом в зависимости от структуры показателей скорость бывает четырех видов: ходовая, техническая, участковая, маршрутная. Ходовой называется скорость движения поезда без учета времени на остановки, а также на разгоны и замедления в пути следования. Техническая скорость учитывает затраты времени на разгоны и замедления. В расчет участковой скорости включаются затраты времени на разгоны, замедления и остановки на промежуточных станциях. Маршрутная скорость является средней скоростью движения на направлении с учетом разгонов, замедлений, стоянок на промежуточных и технических станциях.
Оборот вагона представляет собой время (сут), затрачиваемое вагоном с момента начала (окончания) одной погрузки до момента начала (окончания) следующей погрузки. Среднесуточным пробегом вагона называется среднее расстояние, проходимое им за сутки; производительностью вагона — число тоннокилометров нетто, приходящихся в среднем на один вагон за сутки. Статическая нагрузка вагона — это среднее число тонн груза, приходящегося на один погруженный вагон на станции погрузки; динамическая нагрузка вагона представляет собой число тонн груза, приходящегося на один вагон, с учетом дальности пробега вагонов.
Среднесуточным пробегом локомотива называется расстояние, проходимое в среднем одним локомотивом за сутки, производительностью локомотива — число тонно-километров брутто, приходящегося в среднем на один локомотив за сутки. Этот показатель отражает эффективность использования локомотивного парка.
Экономическую сторону эксплуатационной работы железнодорожного транспорта характеризуют обобщающие показатели работы железных дорог: производительность труда -число тоннокилометров нетто, приходящихся в среднем на одного работника в единицу времени и себестоимость перевозок - сумма всех затрат, приходящихся соответственно на 10 ткм или 10 пасс-км.
Показатели эксплуатационной работы применяются для оценки и анализа деятельности железных дорог, определения потребности в подвижном составе, а также анализа экономических результатов работы железнодорожного транспорта.
- Лекция 1
- 1.1. Наука об эксплуатации и ее основные понятия
- 1.2.Комплексная автоматизированная система управления на железнодорожном транспорте
- 1.3. Основные показатели эксплуатационной работы железных дорог
- Лекция 2. « Понятие об эксплуатационной работе»
- 2.1.Принципы организации движения.
- Принципы управления эксплуатационной работой:
- 2.2. Понятие о поезде и сопровождающих его документах
- 2.3. Классификация и индексация поездов
- Лекция 3. Общие сведения о железнодорожных станциях.
- Основные документы регламентирующие работу станций
- 1.Положение о железнодорожной станции
- 2. Техническо-распорядительный акт станции
- 3. Технологический процесс работы станции
- Лекция 4. Маневровая работа на железнодорожных станциях
- 4.1. Назначение и характеристика маневров
- 4.2. Техническое обеспечение маневров
- 4.3. Организация маневровой работы
- 4.4. Основы (теории) маневров
- 4.4.1. Виды маневровых передвижений
- 4.4.2. Технология сортировки вагонов на вытяжных путях
- 4.4.3 Технология маневров на сортировочной горке
- 4.5. Нормирование продолжительности маневров
- 4.5.1. Способы нормирования маневров
- 4.6. Обеспечение техники безопасности при маневрах