4.4.2. Технология сортировки вагонов на вытяжных путях
На безгорочных сортировочных и участковых станциях переработка вагонопотоков выполняется с использованием вытяжных путей. Маневры по сортировке вагонов на вытяжных путях выполняются способом осаживания или толчками.
При маневрах способом осаживания состав вытягивается на вытяжной путь (за стрелку №20 на рис. 3.5) для постановки каждого вагона (отцепа) на путь назначения маневровый локомотив с вагонами впереди заезжает (осаживает состав) на этот путь. На месте постановки вагонов маневровый состав останавливается, отцепляемый вагон (группа вагонов) закрепляется от ухода, после чего оставляемые на пути вагоны отцепляются и маневровый состав вытягивается обратно на вытяжной путь для последующего осаживания на путь назначения очередного отцепа. Цикл «вытягивание-осаживание» повторяется до постановки на путь назначения последнего вагона (отцепа) расформируемого состава (рис. 3.5).
Для сортировки состава со второго пути, состоящего из четырех отцепов (групп) на пути 4 потребовалось выполнить 9 полурейсов.
Маневры осаживанием связаны с большой затратой времени на маневровые операции и применяются в следующих случаях:
при маневрах на путях с неблагоприятным профилем и на всех путях, где не разрешена работа толчками (на путях с уклонами, не имеющих изоляции от маршрутов движения поездов и др.)
при маневрах с вагонами, требующими особой осторожности, которые запрещено спускать с горки и толкать при маневрах;
при работе руководителя маневров в одно лицо, без помощников.
В остальных случаях маневры могут выполнятся более производительным способом с использованием толчков локомотива.
В зависимости от длины вытяжного пути и его продольного профиля эти маневры выполняются способом изолированных (одиночных) толчков или серийными толчками.
Маневры изолированными (одиночными) толчками могут выполнятся на непрофилированном вытяжном пути, вмещающем длину маневрового состава. Состав вытягивается на вытяжку за разделительную стрелку (рис. 3.6), останавливается и составитель расцепляет автосцепку между первым от хвоста отцепом и остальным составом. После приготовления маршрута на соответствующий путь по команде составителя состав разгоняется до 10-15 км/ч и резко тормозится локомотивом до остановки. Происходит толчок, в результате которого отцепленный вагон (группа вагонов) по инерции следует на путь по назначению, где его должен остановить в нужном месте помощник составителя (регулировщик скорости движения вагонов) с помощью ручных тормозных башмаков.
После каждого толчка маневровый состав оттягивается обратно на вытяжку для выполнения очередного толчка. Таким образом, при маневрах одиночными толчками повторяется цикл «толчок-оттягивание» (рис. 3.6).
Тот же состав (что и на рис. 3.5) рассортирован за 8 полурейсов без заезда локомотива на пути 3 и 4.
Время на маневры при этом сокращается на 20-40 % по сравнению с осаживанием. Однако в помощь составителю здесь требуется, по крайней мере, один помощник для торможения. Кроме того, из-за неточности торможения между отцепами на пути могут оставаться просветы (окна) для ликвидации которых требуется периодически осаживать вагоны.
Графически процесс расформирования состава изолированными (одиночными) толчками представлен на рис. 3.7.
Для маневров серийными толчками требуется более длинный вытяжной путь (примерно на 200 м больше длины маневрового состава) и желательно с уклоном 2,5-4 ‰ в сторону сортировочных путей. При наличии такой вытяжки после вытягивания на нее состава между хвостовым вагоном и разделительной стрелкой имеется достаточное расстояние, чтобы сделать не один толчок (как на рис. 3.7), а серию из 3-4 толчков без оттягивания состава. При этом маневровый состав после каждого разгона тормозится не до полной остановки, а до скорости около 5 км/ч. В этот момент составитель поездов отцепляет очередной отцеп и выполняется следующий разгон-торможение (толчок). Процесс расформирования состава способом серийных толчков представлен в виде графика на рис. 3.8.
На вытяжке имеющей уклон в сторону сортировки, скорости разгона при толчках уменьшаются, за счет чего число толчков в одной серии может увеличиваться до 5-7. Время на маневры сокращается на 25-30 % по сравнению с одиночными толчками и в 2,5 раза по сравнению с осаживанием.
Из опыта прошлого известны, кроме того, такие способы сортировки вагонов на вытяжных путях, как многогрупные изолированные толчки, способ непрерывной сортировки вагонов, при которых время на сортировку вагонов может быть сокращено еще на 15-20 % в сравнении с серийными толчками. При этом на вытяжных путях оборудуются тормозные позиции для регулирования скорости движения отцепов и создания нужных интервалов между ними.
Маневры при этих способах сортировки являются более сложными (для всех участников), в исполнении. Потому в настоящее время при недостатке перерабатывающей способности вытяжки на ней строят горку малой мощности.
Скорость разгона при толчке должна быть такой, чтобы отцеп проследовал по инерции до нужного места пути и в тоже время скорость сцепления его со стоящими вагонами не превысила допустимой (до 5 км/ч).
Необходимую скорость разгона при толчке можно определить из условия равенства кинетической энергии отцепа в момент разгона () и работы сил сопротивления движению отцепа ():
, (3.2)
, (3.3)
где - вес отцепа в т;
- ускорение свободного падения с учетом влияния вращающихся частей вагонов, м/с2 (9,5-9,7 для груженых и 8,7-9,0 для порожних вагонов);
- суммарное удельное сопротивление вагонов движению, кг/т;
- расстояние следования отцепа по инерции от места его отрыва от состава до места остановки на пути назначения, м.
Приравняв к и преобразуя результат, получим
км/ч. (3.4)
При наличии уклона пути - i в сторону сортировки от места отрыва отцепа, его величину следует вычесть в подкоренном выражении из основного удельного сопротивления вагона, то есть .
- Лекция 1
- 1.1. Наука об эксплуатации и ее основные понятия
- 1.2.Комплексная автоматизированная система управления на железнодорожном транспорте
- 1.3. Основные показатели эксплуатационной работы железных дорог
- Лекция 2. « Понятие об эксплуатационной работе»
- 2.1.Принципы организации движения.
- Принципы управления эксплуатационной работой:
- 2.2. Понятие о поезде и сопровождающих его документах
- 2.3. Классификация и индексация поездов
- Лекция 3. Общие сведения о железнодорожных станциях.
- Основные документы регламентирующие работу станций
- 1.Положение о железнодорожной станции
- 2. Техническо-распорядительный акт станции
- 3. Технологический процесс работы станции
- Лекция 4. Маневровая работа на железнодорожных станциях
- 4.1. Назначение и характеристика маневров
- 4.2. Техническое обеспечение маневров
- 4.3. Организация маневровой работы
- 4.4. Основы (теории) маневров
- 4.4.1. Виды маневровых передвижений
- 4.4.2. Технология сортировки вагонов на вытяжных путях
- 4.4.3 Технология маневров на сортировочной горке
- 4.5. Нормирование продолжительности маневров
- 4.5.1. Способы нормирования маневров
- 4.6. Обеспечение техники безопасности при маневрах