logo
Лекции 1-4 тема

4.4.1. Виды маневровых передвижений

В процессе выполнения маневровых операций осуществляется многократно повторяющиеся передвижения маневрового локомотива с вагонами (или без них) с одного пути на другой или последовательного передвижения вдоль одного пути. Для изучения и нормирования этих операций их расчленяют на составляющие. Простейшим элементом маневров является маневровой полурейс.

Маневровым полурейсом называются передвижение маневрового состава (одиночного локомотива) без перемены направления движения (рис. 3.2).

Передвижение маневрового состава (локомотива) с одного пути на другой с переменой направления следования называется рейсом (рис. 3.3). Каждый рейс состоит из двух полурейсов.

Различают полурейсы и рейсы рабочие, когда передвижение выполняется с вагонами, и холостые, совершаемые одиночным локомотивом.

По назначению и характеру передвижения выделяют следующие виды полурейсов:

Вытягивание – передвижение маневрового состава с пути парка на вытяжной (или другой) путь за разделительную стрелку для последующего обратного движения (осаживания, толчка или надвига состав) на другой путь (рис. 3.3).

Осаживание – передвижение маневрового состава с вагонами впереди для постановки вагонов на путь назначения; (рис. 3.3)

Толчок – разгон маневрового состава (с локомотивом в хвосте) до определенной скорости и резкое торможение, в результате чего заранее отцепленный вагон (группа вагонов) по инерции следует на путь назначения;

Оттягивание – передвижение маневрового состава с локомотивом впереди от разделительной стрелки в сторону вытяжного пути с целью освобождения части пути для продолжения сортировки вагонов;

Перестановка – следование маневрового состава из одного парка (пути) в другой последовательно расположенный парк (путь);

Надвиг состава – передвижение вагонов с локомотивом в хвосте (сзади) к горбу сортировочной горки для последующей их сортировки (роспуска с горки);

Заезд локомотива – следование локомотива без вагонов к составу для прицепки и выполнения маневров.

Скорость движения маневрового состава при выполнении полурейса зависит от многих факторов, а именно: от допустимой скорости движения, установленной нормативными документами, от длины полурейса, величины маневрового состава и наличия в нём вагонов, требующих особой осторожности, с учётом погодных условий. Возможные режимы движения маневрового состава и типы полурейсов представлены в виде графиков изменения скорости на рис. 3.4.

При полурейсе типа РТ (разгон – торможение) состав разгоняется и по достижении нужной (расчетной) скорости разгона производится торможение состава до его остановки. При наличии резерва времени вместо торможения состава может быть выключена тяга, и состав до остановки движется по инерции (полурейс типа РИ – разгон – инерция).

Полурейсы типа РУТ и РУИ выполняются при значительной длине полурейса, когда после разгона до установленной скорости маневровый состав проследует с этой скоростью расстояниедо начала торможения (РУТ) или выключения тяги (РУИ).

В полурейсе типа РИТ остановка состава включает оба элемента: и движение по инерции, и торможение. Наиболее универсальным является полурейс типа РУИТ, который включает все возможные элементы.

Полурейсы типа РТ и РИ применяются при выполнении маневров толчками.

Полурейсы типа РИ и РУИ, при которых некоторое расстояние маневровый состав проходит по инерции (при выключенной тяге), обеспечивают экономию топлива по сравнению с полурейсами типа соответственно РТ и РУТ, но затраты времени на маневры больше.

Тип полурейса выбирается в зависимости от назначения и характера маневровых операций, от расстояния передвижения и с учётом многих других факторов.

Оптимальным считается такое сочетание элементов полурейса и их продолжительности, при котором обеспечиваются наименьшие приведенные затраты на выполнение полурейса.