1.1. Наука об эксплуатации и ее основные понятия
Необходимость грамотной и эффективной эксплуатации железных дорог привела к становлению и развитию науки об эксплуатации и ее важнейшего раздела - управления эксплуатационной работой. Эта наука изучает закономерности перевозочного процесса, обобщает передовой опыт организации движения и использования технических средств в их взаимодействии и разрабатывает методы рациональной организации перевозок грузов и пассажиров, а также эксплуатационные требования к новым техническим средствам железных дорог.
Управление эксплуатационной работой - один из важнейших разделов науки об эксплуатации железных дорог, которая возникла и развивалась в нашей стране.
Русские ученые и инженеры еще в дореволюционное время разработали ряд вопросов теории эксплуатации железных дорог: в 1878 г. М.О. Кульжинский впервые дал понятие об обороте вагона и предложил метод расчета потребности подвижного состава; инж. Б.Д. Воскресенский в 1903 г. опубликовал труд «Теория работы железнодорожных поездов»; проф. А.Н. Фролов положил начало теории маневровой работы.
В дальнейшем наука об эксплуатации железных дорог получила широкое развитие. Известные ученые академик В.Н.Образцов, член-корреспондент академии наук А.П. Петров, профессора И.И. Васильев, В.А. Сокович, П.Я. Гордеенко, К.А. Бернгард, И.Г. Тихомиров, В.В. Повороженко, К.К. Тихонов, А.К. Угрюмов и многие другие в содружестве с передовыми работниками дорог на основе исследований и обобщения Передового опыта разработали современные методы организации перевозок, базирующиеся на плановых вагонопотоках и взаимодействии сортировочных станций, теорию графика движения и плана формирования поездов, методы расчета пропускной и провозной способности, теорию технического нормирования и регулирования перевозок, систему измерителей использования подвижного состава.
Необходимость грамотной эксплуатации железных дорог еще во второй половине XIX века привела к постепенному рождению эксплуатационной специальности сначала на практике, а с 1929 года в ЛИИЖТе стали выпускать инженеров по эксплуатации железных дорог (управлению процессами перевозок на железнодорожном транспорте).
Наука об эксплуатации железных дорог и ее раздел об управлении эксплуатационной работой оперируют определенными терминами и понятиями, к которым относятся:
график движения (ГД) ‑ графическое изображение движения поездов по участкам и направлениям. Это основной документ в технологии перевозочного процесса, которому подчинена вся деятельность многочисленных служб железных дорог сети;
план формирования (ПФ) ‑ система организации вагонопотоков, устанавливающая, какие поезда и из каких вагонов должны формироваться сортировочными и другими станциями данного направления;
пропускная способность линии - наибольшие размеры движения (в поездах), которые могут быть освоены в течение суток в зависимости от технического оснащения и способа организации движения;
провозная способность линии - наибольшие размеры грузовых перевозок (в тоннах груза), которые можно осуществить на данной линии в течение года;
перерабатывающая способность станции - максимальное число вагонов, которое станция может переработать в течение суток;
направление - железнодорожная линия между пунктами массового зарождения и погашения поездопотоков. Направление делится на участки. Участок – часть направления между техническими (участковыми и сортировочными) станциями. Участок делится на перегоны промежуточными станциями и раздельными пунктами, имеющими путевое развитие;
рабочий парк вагонов ‑ вагоны, необходимые сети, дороге, отделению, станции для выполнения заданной работы;
нерабочий парк ‑ вагоны, находящиеся в ремонте, запасе, аренде, хозяйственном движении; в сумме рабочий и нерабочий парки дают наличный инвентарный парк вагонов;
эксплуатируемый парк локомотивов ‑ локомотивы, занятые на поездной и маневровой работе;
тяговое плечо ‑ расстояние следования локомотива в одном направлении;
условный вагон ‑ условная единица измерения длины состава.
Основными объектами управления движением на участках железных дорог являются поезда. Поездом называют сформированный и сцепленный состав вагонов с одним или несколькими действующими локомотивами или моторными вагонами и снабженный установленными сигналами. Поезда подразделяют:
по роду перевозок ‑ на пассажирские, грузовые, хозяйственные, людские, грузопассажирские и одиночные локомотивы;
по дальности следования ‑ на дальние, местные, пригородные (в пассажирском движении); сквозные, участковые, сборные, вывозные, передаточные (в грузовом движении);
по условиям формирования (грузовые) ‑ на отправительские, ступенчатые и технические маршруты;
по состоянию вагонов (грузовые) ‑ на груженые, порожние, комбинированные;
по числу групп вагонов в составе грузового поезда ‑ на одногруппные поезда и групповые.
На станции формирования составляют натурный лист, который содержит общие данные о составе каждого поезда (наименование станций формирования и назначения, номера состава, его условную длину и вес, а также дату и время отправления), в нем приводятся данные о каждом из вагонов, включенных в состав, в порядке фактического их размещения (номер вагона, наименование и вес груза, получатель, сведения о таре). Натурный лист сопровождает поезд до станции расформирования.
На каждую отправку отправитель груза составляет накладную и дорожную ведомость, которые вместе с квитанцией и корешком составляют комплект перевозочных документов. На каждый загруженный вагон на станции погрузки составляют вагонный лист, содержащий перечень грузов в вагоне, их вес и число мест. Здесь же указывают номер и тип вагона, коды станции отправления и назначения; приводят сведения о марках и пломбах. Вагонный лист вместе с перевозочными документами сопровождает груз до станции назначения.
- Лекция 1
- 1.1. Наука об эксплуатации и ее основные понятия
- 1.2.Комплексная автоматизированная система управления на железнодорожном транспорте
- 1.3. Основные показатели эксплуатационной работы железных дорог
- Лекция 2. « Понятие об эксплуатационной работе»
- 2.1.Принципы организации движения.
- Принципы управления эксплуатационной работой:
- 2.2. Понятие о поезде и сопровождающих его документах
- 2.3. Классификация и индексация поездов
- Лекция 3. Общие сведения о железнодорожных станциях.
- Основные документы регламентирующие работу станций
- 1.Положение о железнодорожной станции
- 2. Техническо-распорядительный акт станции
- 3. Технологический процесс работы станции
- Лекция 4. Маневровая работа на железнодорожных станциях
- 4.1. Назначение и характеристика маневров
- 4.2. Техническое обеспечение маневров
- 4.3. Организация маневровой работы
- 4.4. Основы (теории) маневров
- 4.4.1. Виды маневровых передвижений
- 4.4.2. Технология сортировки вагонов на вытяжных путях
- 4.4.3 Технология маневров на сортировочной горке
- 4.5. Нормирование продолжительности маневров
- 4.5.1. Способы нормирования маневров
- 4.6. Обеспечение техники безопасности при маневрах