logo
Лекции 1-4 тема

4.2. Техническое обеспечение маневров

Для выполнения маневровой работы на станциях имеются специальные маневровые путевые устройства, маневровые средства, а также устройства СЦБ и связи.

К путевым устройствам относят сортировочные горки и вытяжные пути (вытяжки).

Сортировочная горка представляет собой возвышение на пути (горб) с уклоном в сторону сортировочных путей. Движение вагонов происходит под действием силы тяжести.

Продольный профиль сортировочной горки состоит из двух частей: надвижной и спускной (рис. 3.1).

Для регулирования скорости скатывания вагонов с горки на спускной её части оборудуются тормозные позиции (ТП) с ручными или механизированными средствами торможения. Перед горбом горки устраивается небольшой противоуклон, обеспечивающий сжатие надвигаемого состава, что облегчает расцепление вагонов. Сразу после горба горки имеется скоростной уклон, на котором ускоряется отрыв отцепленного вагона от состава для обеспечения нужного темпа сортировки вагонов. Величина уклонов и длины элементов профиля зависят от мощности сортировочной горки и её технического оснащения. В зависимости от размера перерабатываемого вагонопотока различают сортировочные горки повышенной, большой, средней и малой мощности. При выборе типа горки можно руководствоваться данными табл. 3.1.

Таблица 3.1

Тип сортировочной горки

Перерабатываемый вагонопоток,

ваг/сут.

Число сортировочных путей

Повышенной мощности

>5500

>40

Большой мощности

3500-5500

30-40

Средней мощности

1500-3500

17-29

Малой мощности

300-1500

8-16

Для переработки вагонопотоков в объеме до 250 вагонов в сутки целесообразно использовать вытяжные пути. Сортировка вагонов на вытяжных путях производится, в основном, за счет силы тяги локомотива.

В целях экономии расходов на топливо и ускорения маневров вытяжные пути часто (при переработке 125-250 вагонов в сутки) сооружают на специальном продольном профиле с уклоном в сторону сортировочных путей. Такой вытяжной путь называют профилированным.

Основным маневровым средством является локомотив, а из известных видов локомотивов используется, как правило, тепловоз.

На железных дорогах России используются маневровые локомотивы, построенные в основном на отечественных машиностроительных заводах. Это тепловозы с электропередачей ТЭМ 1 (мощностью 1000 л.с.), ТЭМ 2 (1200 л.с.), ТЭМ 7 (2000 л.с.) и менее мощные тепловозы с гидропередачей ТГМ (750 л.с.). Кроме отечественных тепловозов на железных дорогах ОАО «РЖД» используются маневровые тепловозы, построенные в Венгрии, (ВМЭ 1, ВМЭ 2), в Чехии (ЧМЭ 3, ЧМЭ 4) и др.

Маневровая работа на станциях обеспечивается целым комплексом специально предназначенных для этого устройств СЦБ и связи. Для управления стрелками и сигналами при маневрах оборудуются отдельные посты местного управления и в системах маршрутно-релейной централизации (МРЦ) предусматривается передача стрелок маневровых районов на управление с пультов этих постов. Отдельные стрелки могут переводиться со специальных маневровых колонок, устанавливаемых на месте вблизи самих стрелок.

В районе сортировочной горки, как правило, сооружается горочный пост, где сосредоточен весь комплекс устройств управления стрелками, сигналами и замедлителями.

Все районы местной работы на станциях оборудуются двухсторонней громкоговорящей парковой связью, а все посты управления маневровой работой и руководитель маневров имеют радиосвязь с машинистами маневровых локомотивов.