logo
Лабораторные работы по Устройству автомобилей

Лабораторная работа№20

Регулировка навесных элементов кузова.

Цель работы: Научиться практически регулировать навесные детали кузова, изучить правила регулировки и меры предосторожности.

Оборудование: стенды для регулировки навесных агрегатов, капот, двери, багажник

Содержание работы: по плакатам с помощью учебника, стендов изучить устройство навесных элементов кузова.

К навесным относятся все детали кузова, которые могут быть сняты без применения резки металла. Однако некоторые детали не требуется регулировать, например передние крылья. Подвижные детали, напротив, нуждаются в регулировке после ремонта. К подвижным навесным деталям можно отнести двери и крышки капота и багажники, то есть те элементы, которые открываются на шарнирах. Регулировке подвергаются как шарниры, так и замки-фиксаторы. Кроме того, можно регулировать опорные подушки дверей и крышек.

Для того чтобы определить, правильно ли установлены навесные элементы, существует несколько правил контроля. Сам контроль осуществить несложно, так как большинство факторов оценивается визуально или осязательно. Только при возникновении сомнений можно воспользоваться специальными измерительными инструментами.

Итак, правила проверки установки навесных элементов:

1. Края соседних панелей должны быть параллельны. Или, другими словами, величина зазора между панелями должна быть постоянной. Контроль этого фактора производится визуально. При необходимости точной проверки пользуются измерителем зазоров.

2. Величины зазоров с правой и с левой сторон должны быть одинаковыми. То есть такие панели, как крышка капота и крышка багажника, должны быть отцентрованы между правым и левым крыльями. Проверка также проводится визуально.

3. Панели, составляющие единую поверхность, должны быть на одном уровне. То есть зазор между ними не должен содержать перепада по высоте. Проверка этого фактора производится осязательно. Для этого достаточно провести рукой по стыку, например, передней двери и переднего крыла. Если перепад высоты не ощущается, значит панели установлены правильно.

4. Двери при соблюдении правил 1–3 должны плотно закрываться. Замок должен срабатывать без сильного хлопка двери. При этом опорная подушка должна обеспечивать одинаковый уровень и параллельность поверхности передней и задней дверей.

5. Замок капота (или багажника) должен быть настроен так, чтобы закрытая крышка становилась вровень с крыльями. При этом опорные подушки должны обеспечивать захлопывание с легким нажатием на крышку в середине. Если опорные подушки не создают сопротивления, значит крышка будет болтаться, а замок не будет открываться без рывка капота вверх. Если подушки не создают сопротивления захлопыванию, даже при максимальном их вывинчивании, они должны быть заменены.

6. Балки бамперов должны быть отрегулированы так, чтобы зазоры справа и слева между бампером и фарами были одинаковы, а зазор между бампером и корпусом одинаковым по всей длине.

При регулировке капота и багажника следует ослабить крепления шарниров и замка и регулировать их совместно. После установки боковых зазоров (с крыльями) шарниры фиксируются. Далее, с помощью подушек, производится регулировка высоты.

При регулировке дверей также сначала настраиваются шарниры. Однако дверь в открытом состоянии следует подпирать домкратом. Скоба замка двери регулируется с ослабленными креплениями с помощью легких ударов киянки.

Чашка домкрата должна быть закрыта ветошью для защиты кромки двери. Также следует защищать и скобу замка вместе с прилегающими участками корпуса.

В ходе данной работы, по заданию преподавателя, следует отрегулировать, а затем проверить регулировку крышки капота или передней двери автомобиля.

Передняя дверь регулируется, начиная с шарниров. Шарниры должны обеспечивать правильные зазоры между дверью и другими панелями. Также шарниры влияют на совпадение уровней двери и переднего крыла. Перед ослаблением креплений шарниров дверь должна быть подперта домкратом. Общий вид процесса регулировки показан на рисунке. Крепления шарнира показано на рисунке.

Внимание. Во время регулировки двери стекло должно быть опущено во избежание его повреждения.

После установки зазоров шарнирами следует отдать крепления скобы замка и отрегулировать опорные подушки так, чтобы при закрытии двери уровень ее задней кромки совпадал с уровнем задней двери. Вслед за этим скоба замка настраивается так, чтобы дверь закрывалась с легким хлопком.

В ходе данной работы,

по заданию преподавателя, следует отрегулировать, а затем проверить регулировку крышки капота или передней двери автомобиля.

Общий вид капота с точками регулировки и направлениями смещений показан на рисунке. Начинать регулировку следует с ослабления креплений. Далее, в закрытом состоянии, крышка выравнивается так, чтобы достичь правильных зазоров по бокам. После этого крепления фиксируются и настраиваются опорные подушки. При необходимости высоту установки замка также можно откорректировать для надежного захлопывания и открывания. Регулировочные перемещения шарнира и замка показаны на рисунке.

 

Общий вид капота и точек регулировки

 

Рис. 4.2. Регулировочные движения шарнира и замка капота

 

Передняя дверь регулируется, начиная с шарниров. Шарниры должны обеспечивать правильные зазоры между дверью и другими панелями. Также шарниры влияют на совпадение уровней двери и переднего крыла. Перед ослаблением креплений шарниров дверь должна быть подперта домкратом. Общий вид процесса регулировки показан на рисунке. Крепления шарнира показано на рисунке.

Внимание. Во время регулировки двери стекло должно быть опущено во избежание его повреждения.

После установки зазоров шарнирами следует отдать крепления скобы замка и отрегулировать опорные подушки так, чтобы при закрытии двери уровень ее задней кромки совпадал с уровнем задней двери. Вслед за этим скоба замка настраивается так, чтобы дверь закрывалась с легким хлопком.

 

Шарниры двери

Стекло двери

Ветошь

Домкрат

Общий вид процесса регулировки двери

 При необходимости опорные подушки могут быть окончательно отрегулированы после фиксации скобы замка.

Контрольные вопросы:

1. Какие панели кузова могут подвергаться регулировке?

2. Назовите общие принципы регулировки панелей.

3. Назовите особые правила для регулировки дверей.

4. Назовите особые правила для регулировки крышек капота и багажника.

5. Назовите особые правила для регулировки бамперов.

6. Какие меры безопасности следует соблюдать при регулировке дверей?

7. В чем заключается регулировка опорных подушек?



Лабораторная работа №21.

Гидравлические амортизаторы автомобиля.

Цель работы: изучить устройство и работу амортизатора двухстороннего действия, приобрести навыки в разборке и сборке механизма.

Оборудование: автомобиль с гидравлическим амортизатором, разрезы приборов.

Содержание работы: по плакатам с помощью учебника, стендов изучить устройство гидравлического амортизатора.

При движении автомобиля в результате деформации рессор и пружин подвески возникают поперечные колебания рамы или кузова, которые гасятся амортизаторами. В связи с повышенными требованиями к плавности хода амортизаторы стали одним из основных элементов подвески современных автомобилей.

На автомобилях и автобусах наиболее широко применяют гидравлические амортизаторы, в которых используют сопротивление (внутреннее трение) сравнительно вязкой жидкости, проходящей через калиброванные отверстия малых диаметров и ограниченные сечения в клапанах. Полный цикл колебаний рамы относительно моста и колес включает в себя два периода: ход сжатия рессоры, когда подрессоренная часть (рама с платформой) сближается с неподрессоренной частью (мостами и колесами);ход отдачи рессоры, когда подрессоренная часть удаляется от неподрессоренной.

Амортизаторы делятся на две группы: амортизаторы двустороннего действия и амортизаторы одностороннего действия, последние гасят колебания только при ходе отдачи рессоры. Амортизаторы двустороннего действия способствуют более плавной работе подвески, поэтому они почти полностью вытеснили амортизаторы одностороннего действия.

Амортизатор двустороннего действия состоит из резервуара, рабочего цилиндра, штока с поршнем и клапанов: перепускного, отдачи, впускного, сжатия. В верхней части шток поршня перемещается в направляющей втулке и уплотнен резиновым сальником, расположенным в обойме. Между направляющей штока и обоймой сальника находится сальник, уплотняющий полость резервуара.

В рабочем цилиндре вместе со штоком перемещается поршень, в котором имеются сквозные отверстия, равномерно расположенные в два ряда по окружностям различных диаметров (по 10 отверстий в каждом ряду). Отверстия, находящиеся на большой окружности, закрыты сверху перепускным клапаном, к которому прижимается пружинная шайба. Отверстия на меньшей окружности перекрываются снизу дроссельным диском клапана отдачи. Клапан отдачи состоит из двух плоских стальных дисков, прижимаемых к поршню пружиной.

В нижней части рабочего цилиндра расположен корпус, в котором установлены впускной клапан и клапан сжатия, прижимаемый пружиной. Эти клапаны закрывают отверстия, расположенные в корпусе.

К штоку и резервуару приварены проушины. Нижней проушиной амортизатор крепится к балке или к нижним рычагам переднего моста при независимой подвеске, а верхней — к кронштейну рамы или основания кузова. От повреждений и попадания грязи шток защищен кожухом.

Во время хода сжатия рессоры поршень амортизатора движется вниз, перепускной клапан открывается и жидкость перетекает через отверстия поршня в надпоршневое пространство. Под давлением жидкости клапан сжатия преодолевает усилие пружины и открывается, при этом жидкость в объеме, равном вводимой части штока, вытесняется из рабочего цилиндра в резервуар. Усилие пружины клапана сжатия создает необходимое сопротивление амортизатора, в результате чего частота колебаний подвески и подрессоренных масс автомобиля уменьшается. При перемещениях штока жидкость, частично просачиваясь через зазор между направляющей втулкой и штоком, поступает через отверстие в полость резервуара, разгружая тем самым сальники от действия рабочего давления жидкости.

Во время хода отдачи поршень движется вверх, вытесняя жидкость из верхней полости рабочего цилиндра в нижнюю. Перепускной клапан, расположенный со стороны надпоршневого пространства, закрывается, и жидкость через отверстия поршня поступает к клапану отдачи и открывает его. При этом жидкость в объеме, равном выводимой части штока, поступает из резервуара в рабочий цилиндр через отверстия, предварительно преодолев сопротивление впускного клапана.

Жесткость дисков клапана отдачи и усилие пружины создают необходимое сопротивление амортизатора, которое пропорционально квадрату скорости перетекания жидкости.

При движении автомобиля необходимо, чтобы амортизатор гасил в основном свободные колебания подвески при ходе отдачи (распрямления рессоры) и не увеличивал жесткость рессоры при ее сжатии. Поэтому сопротивление хода сжатия составляет 25—30% сопротивления хода отдачи.

В качестве амортизационной жидкости применяют веретенное масло (автомобили ГАЗ-53-12), всесезонное масло МГПЦ-10 (автомобили семейства ВАЗ) и смесь 50 % трансформаторного и 50 % турбинного масла (автомобили МАЗ-5335 и др.).

Контрольные вопросы:

1. Перечислите типы рессор и способы их крепления к раме и осям.

2. Расскажите о назначении, устройстве и работе гидравлического амортизатора двойного действия.

3. Какие характерные дефекты могут иметь амортизаторы.

4. Каков принцип действия амортизаторов.