logo
Лабораторные работы по Устройству автомобилей

Разборка и сборка устройство газораспределительного механизма

Цель работы: изучить устройство и взаимодействие деталей газораспределительного механизма автомобилей, последовательность их разборки и сборки; научиться собирать клапанный механизм, устанавливать распределительные зубчатые колеса по меткам, регулировать привод механизма.

Оборудование: двигатель легкового автомобиля, головки блоков цилиндров в сборе, детали ГРМ механизма, съемники и приспособления для выполнения разборочно-сборочных и регулировочных работ, пресс, наборы рожковых и торцевых и накидных ключей.

Содержание работы: с помощью плакатов изучить общее устройство ГРМ механизмы двигателя.

Описание работы:

Газораспределительный механизм. Шкив на полипчатом валу для привода генератора. Зубчатый шкив на коленчатом валу для привода распределительного вала. Зубчатый ремень привода распределительного вала. Шкив насоса охлаждающей жидкости. Натяжной ролик. Эксцентриковая ось натяжного ролика. Установочная метка (усик) на задней крышке зубчатого ремня. Установочная метка на шкиве распределительного вала. Шкив распределительного вала. Метка опережения зажигания на 5' на передней крышке зубчатого ремня. Метка опережения зажигания на О'. Метка ВМТ на шкиве привода генератора. Установочная метка на крышке масляного насоса. Метка ВМТ на зубчатом шкиве коленчатого вала. Передний корпус подшипников распределительного вала. Задний корпус подшипников распределительного вала. Эксцентрик на распределительном валу для привода топливного насоса; . Распределительный вал. Сухари клапана. Тарелка клапана. Наружная пружина клапана. Внутренняя пружина клапана. Опорная шайба пружин. Впускной клапан. Направляющие втулки клапана. Выпускной клапан. Стопорное кольцо. Маслоотражательный колпачок. Толкатель клапана. Регулировочная шайба. Головка цилиндров. Седло клапана. Дистанционное кольцо. I. Проверка натяжения ремня. II. Порядок затягивания болтов крепления головки цилиндров . III. Порядок затягивания гаек крепления корпусов подшипников распределительного вала.

Газораспределительный механизм обеспечивает наполнение цилиндров двигателя свежим зарядом горючей смеси и выпуск отработавших газов в соответствии с требованиями рабочего процесса в каждом из цилиндров двигателя. Этот механизм характеризуется верхним рядным расположением клапанов.

Р аспределительный вал, управляющий открытием и закрытием клапанов, расположен в головке цилиндров и приводится во вращение от коленчатого вала зубчатым ремнем . Клапаны приводятся в действие непосредственно кулачками распределительного вала через цилиндрические толкатели без промежуточных рычагов. В гнезде толкателя находится шайба, подбором которой регулируется зазор в клапанном механизме.

Если метки не совпадают, то ослабляют ремень натяжным роликом, снимают со шкива распределительного вала, корректируют положение шкива, снова надевают ремень на шкив и слегка натягивают натяжным роликом. Опять проверяют совпадение установочных меток, провернув коленчатый вал на два оборота по часовой стрелке.

Не допускается проворачивать коленчатый и распределительный валы двигателей 2108 и 21081, если не установлен ремень привода распределительного вала, т.к. поршни в ВМТ упрутся в клапаны, и детали двигателя будут повреждены. Кроме того, коленчатый вал допускается проворачивать только за борт крепления шкива привода генератора и только в сторону затягивания болта (по часовой стрелке). Не допускается проворачивать коленчатый вал за шкив распределительного вала или за болт его крепления.

От осевых перемещений распределительный вал удерживается упорным буртиком вала, располагаемым между торцом задней опоры вала и корпусом вспомогательных агрегатов. Для повышения износостойкости рабочие поверхности кулачков, эксцентрика и поверхность под сальник отбеливаются. Глубина отбеленного слоя не менее 0,2 мм.

Клапаны (впускной и выпускной), служащие для периодического открытия и закрытия отверстий впускных и выпускных каналов, расположены в головке цилиндров наклонно в ряд.

В пускной клапан изготовлен из хромокремнистой стали. Его головка имеет больший диаметр для лучшего наполнения цилиндра. Выпускной клапан выполнен составным: стержень из хромоникельмолибденовой стали с лучшей износостойкостью на трение и хорошей теплопроводностью для отвода тепла от головки клапана к его направляющей втулке, а головка - из жаропрочной хромоникельмарганцовистой стали. Кроме того, рабочая фаска выпускного клапана, работающая при высоких температурах в агрессивной среде отработавших газов, имеет наплавку из жаростойкого сплава.

Н аправляющие втулки клапанов изготовлены из чугуна, запрессованы в головку цилиндров и от возможного выпадания удерживаются стопорными кольцами.

С верху на направляющие втулки надеваются колпачки из фторкаучуковой резины со стальным арматурным кольцом, которые охватывают стержень клапана и служат для уменьшения проникновения масла в камеру сгорания через зазоры между направляющей втулкой и стержнем клапана.

Пружины (наружная и внутренняя) прижимают клапан к седлу и не позволяют ему отрываться от привода. Пружины нижними концами опираются на опорную шайбу . Верхняя опорная тарелка пружин удерживается на стержне клапана двумя сухарями , имеющими в сложенном виде форму усеченного конуса. Сухари имеют три внутренних буртика, которые входят в выточки на стержне клапана. Такая конструкция обеспечивает как надежное соединение, так и поворот клапанов при работе, благодаря чему они изнашиваются равномернее.

Т олкатели предназначены для передачи усилия от кулачков распределительного вала к клапанам. Толкатели изготовлены в виде цилиндрических стаканов и находятся в направляющих головки цилиндров. В торцевом углублении толкателя размещается регулировочная шайба определенной толщины, обеспечивающая необходимый зазор между кулачком распределительного вала и толкателем с шайбой.

Шайбы сделаны из стали 20Х и для увеличения твердости поверхности подвергнуты нитроцементации. В запасные части поставляются регулировочные шайбы толщиной от 3 до 4,5 мм с интервалом через каждые 0,05 мм. Толщина шайбы маркируется на ее поверхности. Шайбу необходимо устанавливать в толкатель маркировкой вниз.