Описание конструкции
Карданная передача состоит из переднего и заднего карданных валов, промежуточной упругой опоры, эластичной муфты, подвижного шлицевого соединения и двух карданных шарниров. Наличие двух карданных шарниров и шлицевого соединения дает возможность передавать крутящий момент от коробки передач к главной передаче под углом, постоянно изменяющимся при работе подвески. Карданные валы изготовлены из стальной тонкостенной трубы. Передний вал имеет на обоих концах шлицевые наконечники, а задний – вилки карданных шарниров.
Эластичная муфта предназначена для поглощения вибраций и рывков в карданной передаче. Через два фланца она соединяет коробку передач и передний карданный вал. Их соосность обеспечивается центрирующим кольцом на валу коробки передач и центрирующей втулкой во фланце карданного вала.
Промежуточная опора состоит из шарикового радиального подшипника, установленного в кронштейне внутри резиновой изолирующей подушки. Кронштейн закреплен на кузове с помощью поперечины через виброизолирующие втулки.
Карданный шарнир состоит из двух вилок, закрепленных на валах, которые соединены между собой крестовиной. На полые шипы крестовины надеты игольчатые подшипники с уплотнительными манжетами. Подшипники зафиксированы в вилках стопорными кольцами.
1 – эластичная муфта; 2 – фланец вторичного вала коробки передач; 3 – грязеотражатель; 4 – вторичный вал коробки передач; 5 – гайка; 6 – уплотнитель центрирующего кольца; 7 – центрирующее кольцо; 8 – вкладыши эластичной муфты; 9 – болт;10 – пробка;11 – фланец переднего карданного вала;12 – манжета; 13 – шлицевой конец переднего карданного вала; 14 – передний карданный вал; 15 – промежуточная опора;16 – задний карданный вал; 17 – фланцевая вилка; 18 – стопорное кольцо;19 – подшипник карданного шарнира; 20 – манжета;21 – крестовина; 22 – вилка; 23 – упругая подушка 24 – подшипник промежуточной опоры.
Разборка и сборка карданной передачи. Оба вала карданной передачи на заводе динамически балансируют совместно приваркой пластин по концам трубы вала. Поэтому при разборке нужно отметить метками взаимное положение валов, чтобы при сборке все поставить на прежнее место. Вилки заднего карданного вала должны лежать в одной плоскости. Для этого на заводе на наконечнике трубы и на вилке делают стрелки или риски, которые должны быть на одной линии. Фланец промежуточного карданного вала должен устанавливаться на шлицы таким образом, чтобы вилки этого вала и прилегающая к фланцу вилка заднего вала лежали в одной плоскости. При изменении взаимного расположения деталей нарушается балансировка и повышается вибрация. При износе отдельных деталей вала (кроме деталей промежуточной опоры) следует менять весь вал, а еще лучше - оба вала, если после ремонта нет возможности валы сбалансировать. Задний карданный вал надо устанавливать шлицевым концом к промежуточной опоре. Для разборки карданных шарниров нужно, предварительно сняв стопорные кольца, выпрессовать два противоположных игольчатых подшипника - один наружу, а другой внутрь вилки. Подшипники надо выпрессовывать на ручном прессе; при пользовании молотком из-за резких ударов возможна выпрессовка из стаканчиков обойм с сальниками, а также поломка игольчатых подшипников. Подшипник, выпрессованный наружу, надо снять, а выпрессованный внутрь снова вставить в отверстие вилки и выпрессовать наружу, затем вынуть крестовину. При сборке шарнира необходимо обращать внимание на то, чтобы в каждом подшипнике крестовины было по 20 роликов. Отсутствие даже одного ролика приводит к разрушению шарнира. Игольчатые подшипники разбирать не следует. Ролики в каждом подшипнике подобраны по диаметру, поэтому их нельзя переставлять с одного подшипника на другой или частично заменять. Основные части кардана: крестовина и две вилки с проушинами. Шипы крестовины входят в проушины вилок и закрепляются в них шарнирно при помощи стальных стаканов с игольчатыми подшипниками. , защищаемых от проникновения грязи и утечки смазки сальниками . Смазываются подшипники через масленку , от которой масло к подшипникам подаётся по каналу , просверленному в крестовине. Крестовина кардана может свободно поворачиваться на некоторый угол относительно вилки одного вала, а вилка другого вала также может поворачиваться относительно крестовины.
Диагностика карданной передачи: заключается в определении величины биения карданного вала, износа шарниров и шлицевых соединений. Биение карданного вала можно определить при помощи специального прибора. Для этого автомобиль устанавливают на осмотровую канаву. Подъемником вывешивают одно заднее колесо. Выключают передачу и снимают с ручного тормоза. Подкручивая внешнее колесо, определяют биение карданного вала, которое равно разности максимальных и минимальных показателей индикатора. Допустимое значение биения для легковых автомобилей — не более 0,6 мм.
Контрольные вопросы:
1. Опишите назначение и основные части карданной передачи.
2. Опишите назначение, устройство и работу карданов неравной угловой скорости.
3. Опишите назначение, устройство и работу промежуточной опоры карданных передач.
Лабораторная работа №12
- Раздел 1. Конструкция автомобилей
- Тема 1.1 Двигатели
- Общие сведения о двигателях.
- 2.Рабочие циклы двигателей.
- Рабочий цикл двухтактного двс.
- 3. Кривошипно-шатунный механизм – назначение, устройство, принцип работы.
- 4.Механизм газораспределения – назначение, устройство, принцип работы.
- 5.Система охлаждения – назначение, устройство, принцип работы.
- 6.Система смазки – назначение, устройство, принцип работы.
- 7.Система питания – назначение, устройство, принцип работы.
- Ответы на вопросы:
- Как восстановить компрессию в двигателе
- Менее трудоемкие способы восстановления компрессии.
- Разборка и сборка устройство газораспределительного механизма
- Контрольные вопросы
- Разборка и сборка системы питания карбюраторного двигателя
- Разборка и сборка системы охлаждения.
- Разборка и сборка устройства системы смазки.
- Разборка и сборка системы питания газового двигателя.
- Редуктор высокого давления
- Приборы газобаллонной установки.
- Тема 1.2 Трансмиссия.
- Общее устройство трансмиссий.
- 2.Сцепление.
- 3.Коробка передач.
- 4.Карданная передача.
- 5.Ведущие мосты.
- Разборка и сборка сцепления.
- Принцип работы сцепления
- Разборка и сборка коробки передач.
- Переключение передач
- Разборка и сборка карданной передачи.
- Описание конструкции
- Разборка и сборка мостов автомобиля.
- Редуктор заднего моста:
- Дифференциал.
- 1Вал привода задней оси; 2самоблокирующийся межосевой дифференциал; 3маслосборник; 4ведущий вал;5 картер раздаточной коробки;6 вал привода 7передней оси; 8цепная передача.
- 1Ведомая ступица;2корпус муфты, 3связанный приводным валом;4ведомый диск;5ведущий диск.
- Коробка передач грузовых автомобилей.
- Тема 1.3 Несущая система, подвеска, колеса. Содержание:
- 1.Конструкции рам автомобилей.
- Лонжеронные рамы.
- Периферийные рамы
- Вильчато-хребтовые рамы
- Несущее основание.
- Решётчатые.
- Интегрированная в кузов рама (Frame-in-body, UniFrame)
- 2.Передний управляемый мост.
- 3.Колеса и шины.
- Механика
- 4.Типы подвесок, назначение, принцип работы.
- По управляемости
- Элементы подвески
- 5.Виды кузовов, кабин различных автомобилей.
- Закрытые
- Открытые
- Грузопассажирские
- Лабораторная работа №15
- Разборка и сборка подвески легкового автомобиля.
- Кабина.
- Мост легкового автомобиля.
- Лабораторная работа№20
- Тема 1.4 Системы управления. Содержание:
- 1.Рулевое управление – назначение, устройство, принцип действия.
- 2.Тормозные системы – назначение, устройство, принцип действия.
- Запасная тормозная система
- Стояночная тормозная система
- Вспомогательная тормозная система
- Разборка и сборка усилителя рулевого управления легкового автомобиля.
- Тема 1.5 Перспективы развития конструкции автомобиля.
- 1.Городские автомобили.
- Особенности городских автомобилей
- 2.Автомобили для междугородних перевозок. Развозные грузовики
- 3. Автомобили будущего: самые необычные изобретения ученых.
- Плавает
- Раздел 2. Электрооборудование автомобилей.
- Тема 2.1 Система электроснабжения. Содержание:
- 1.Аккумуляторные батареи, основные неисправности акб.
- Принцип действия
- Основные характеристики
- Тип батареи
- 2.Генераторные установки, основные неисправности генераторных установок.
- 3.Схемы электроснабжения, техническое обслуживание
- Лабораторные занятия:
- Разборка и сборка генератора.
- Проверка системы электроснабжения.
- Проверка приборов освещения, сигнализации
- Лабораторная работа №32 Разборка и сборка стартера
- Тема 2.2 Система зажигания. Содержание:
- 1.Виды систем зажигания (контактная , электронная). Контактная система зажигания.
- Принцип работы контактной системы зажигания
- Электронная система зажигания.
- 2.Эксплуатация систем зажигания (проверка технического состояния и определение неисправностей).
- 5. Комплексная проверка.
- Отсутствие вспышек в цилиндрах двигателя
- Затрудненный запуск двигателя и (или) работа двигателя с перебоями.
- Снижение мощности двигателя (увеличение расхода топлива, плохая приемистость).
- 6 Техническое обслуживание.
- Проверка контактной системы зажигания.
- Контрольные вопросы:
- Проверка контакно-транзисторной системы зажигания
- Проверка катушки зажигания, датчиков распределения и свечей зажигания
- Проверка бесконтактной системы зажигания
- Тема 2.3 Электропусковые системы.