7.Система питания – назначение, устройство, принцип работы.
Основное назначение системы питания двигателя — бесперебойно снабжать цилиндры двигателя горючей смесью. В состав системы питания входят следующие узлы и детали: топливный бак, топливные проводы, топливный насос, карбюратор, воздушный фильтр, впускной и выпускной трубопроводы и глушитель.
Схема и назначение системы питания двигателя.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1
Разборка и сборка КШМ карбюраторного двигателя внутреннего сгорания.
Цель работы: изучить основные неисправности систем ДВС,
- изучить методы диагностирования систем ДВС.
- приобрести практические навыки в диагностировании систем ДВС.
Оборудование: двигатель автомобиля ВАЗ в сборе ; детали КШМ; съемники гильз цилиндров, приспособления для разборки головок цилиндров; стенд для подразборки двигателя, пресс, наборы рожковых и торцевых ключей, динамометрическая рукоятка.
Содержание работы: изучить механизмы, входящие в состав двигателя, разборка двигателя. Используя плакат и альбом, изучить группу неподвижных и подвижных деталей, входящих в состав КШМ.
Описание работы:
Н аиболее характерными неисправностями КШМ является: пригорание, износ и поломка поршневых колец, износ поршней, цилиндров, коренных и шатунных подшипников, нарушение уплотнения прокладки головки блока цилиндров, обрыв шпилек крепления головки блока и повреждение резьбы на них, нагарообразование в камерах сгорания.
Работа всех этих механизмов основана на преобразовании поступательного движения поршня во вращательное движение вала, и наоборот: они преобразуют вращательные движения вала в поступательные движения поршня. Называются такие двигатели кривошипно-шатунными механизмами.
Рис. Сборка кривошипно-шатунного механизма: а – кривошипно-шатунный механизм: 1 – поршень; 2 – шатун; 3 – коленчатый вал; 4 – маховик.
Рис. (продолжение). Сборка кривошипно-шатунного механизма: б – шатунно-поршневая группа перед сборкой: 1 – поршень; 2 – поршневые кольца; 3 – поршневой палец; 4 – шатун; 5 – верхний вкладыш; 6 – нижний вкладыш; 7 – болт; 8 – гайка со шплинтом; 9 – крышка нижней головки; 10 – втулка; в – щипцы для монтажа поршневых колец.
Сборочными единицами кривошипно-шатунного механизма являются:
– коленчатый вал (кривошип или кривошипный диск в зависимости от вида двигателя) – наиболее ответственная часть механизма; именно он преобразует поступательные движения поршневой группы во вращательные (и наоборот);
– маховик, имея большую массу и обладая большой инерцией, он облегчает пуск двигателя, делает переход от одной частоты вращений (скорости) к другой наиболее плавным, уменьшает неравномерность вращения вала и выводит поршни во время работы механизма из «мертвых точек»;
– шатун механизма, который соединяет коленчатый вал (кривошип или кривошипный диск) с поршневой группой;
– поршневая группа – этот элемент механизма передает осевое усилие, создаваемое в цилиндре давлением пара или газа (в двигателях внутреннего сгорания и паровых котлах), или, напротив, воспринимает осевые усилия от вращения вала, осуществляя сжатие и подачу воздуха, газа или жидкости (в компрессорах и поршневых насосах).
Сборка кривошипно-шатунного механизма происходит поэтапно: собирают отдельно поршень, осуществляют предварительную сборку шатуна, сочленяют поршень с шатуном и устанавливают шатунно-поршневую группу на вал.
Сборка поршня начинается с подбора его по гильзам цилиндров, и главное здесь – обеспечить необходимую герметичность (поршень, помимо преобразования одного вида энергии в другую, должен препятствовать проникновению масла из картера в цилиндр, а также отводить в стенки цилиндра и в смазывающий материал теплоту, которая возникает при сгорании топлива; вместе с этим поршень не должно заклинивать и между гильзой цилиндра и поршнем должен находиться смазочный слой). Необходимой герметичности можно достигнуть правильным подбором зазора между стенками цилиндра и поршнем, причем зазор этот должен быть неодинаков по высоте поршня в связи с неравномерным его нагревом (а соответственно, и расширением) во время работы. Наименьший зазор в холодном состоянии должен приходиться на нижнюю часть поршня, именно она центрирующая для поршня. Примерный зазор составляет: для поршней из чугуна – от 0,001 до 0,002 диаметра цилиндра, для поршней из алюминия – от 0,002 до 0,004 диаметра.
В верхней и нижней частях поршня в канавки устанавливают поршневые кольца. Кольца эти должны обладать определенной упругостью (ее принимают за усилие сжатия до касания замка, равное 35–70 Н). К сборке допускаются только качественно обработанные кольца: без трещин, следов обработки, разрушения граней. Для установки колец применяют специальные щипцы (рис. 68, в), разводящие концы колец, но ограничивающие этот развод, так как чрезмерно большой развод является причиной поломки колец или образования на них трещин. При установке колец замки (места стыков концов колец) должны быть сдвинуты относительно замков соседних колец под углом 90, 120 и 180°, величина зазора в замках должна быть в пределах 0,02–0,5 мм.
При предварительной сборке шатуна в его верхнюю головку запрессовывают втулку и производят чистовое развертывание отверстия втулки (поскольку в процессе запрессовки его диаметр уменьшается). Затем подбирают верхний и нижний вкладыши, их внутренняя и наружная поверхности должны быть чистыми, гладкими, без царапин, рисок, вмятин и других дефектов. Вкладыши тщательно протирают салфетками, обдувают, устанавливают на место, закрывают нижней головкой и закрепляют ее болтами с гайкой. Далее проверяют правильность отверстия под подшипники с обеих сторон (на предмет обнаружения эллипсности и конусообразности), для чего используют индикаторный нутромер.
Собранный шатун сочленяют с поршнем поршневым пальцем. Зазор между цилиндрической поверхностью пальца и стенок отверстия втулки шатуна при нагревании во время работы механизма должен находиться в пределах 0,03–0,05 мм, поэтому палец пригоняют к отверстию втулки шатуна с малым зазором или натягом. При запрессовке пальца поршень (без колец) рекомендуется нагреть в масляной ванне до температуры 80–90 °С, а сам палец – смазать маслом. Запрессовку производят деревянным молотком.
При установке шатунно-поршневой группы на коленчатый вал нижнюю головку шатуна разбирают, шатунную шейку вала смазывают тонким слоем смазочного масла, поршень с шатуном вставляют в цилиндр и нижнюю головку вновь собирают, резьбовое соединение гайка-болт стопорят шплинтом.
При установке шатуна на шейку вала между поверхностями шейки вала и вкладышей шатуна необходимо оставить зазор (при диаметре шейки 80–100 мм – не более 0,08–0,14 мм) для смазочного материала. Величину зазора вычисляют как разницу между внутренним диаметром вкладышей шатуна в сборе и наружным диаметром шейки вала.
Этот зазор также позволяет шатуну самоустанавливаться при несовпадении осей цилиндра и шейки вала.
Контрольные вопросы:
1. Как повлияет на работу двигателя давление компрессии ниже допустимого?
2. Назовите причины, вызывающие понижение давления компрессии в цилиндрах.
3. Назовите способы, с помощью которых можно восстановить давление компрессии в цилиндрах.
4. Какие внешние признаки указывают, что зазор в сопряжении коренная шейка коленчатого вала — вкладыш выше предельных размеров? Укажите место прослушивания работы сопряжений шатунные шейки коленчатого вала — вкладыши, а также определите тон стуков.
5. К каким последствиям может привести работа двигателя с зазорами в сопряжениях, вышедшими из предельных размеров?
- Раздел 1. Конструкция автомобилей
- Тема 1.1 Двигатели
- Общие сведения о двигателях.
- 2.Рабочие циклы двигателей.
- Рабочий цикл двухтактного двс.
- 3. Кривошипно-шатунный механизм – назначение, устройство, принцип работы.
- 4.Механизм газораспределения – назначение, устройство, принцип работы.
- 5.Система охлаждения – назначение, устройство, принцип работы.
- 6.Система смазки – назначение, устройство, принцип работы.
- 7.Система питания – назначение, устройство, принцип работы.
- Ответы на вопросы:
- Как восстановить компрессию в двигателе
- Менее трудоемкие способы восстановления компрессии.
- Разборка и сборка устройство газораспределительного механизма
- Контрольные вопросы
- Разборка и сборка системы питания карбюраторного двигателя
- Разборка и сборка системы охлаждения.
- Разборка и сборка устройства системы смазки.
- Разборка и сборка системы питания газового двигателя.
- Редуктор высокого давления
- Приборы газобаллонной установки.
- Тема 1.2 Трансмиссия.
- Общее устройство трансмиссий.
- 2.Сцепление.
- 3.Коробка передач.
- 4.Карданная передача.
- 5.Ведущие мосты.
- Разборка и сборка сцепления.
- Принцип работы сцепления
- Разборка и сборка коробки передач.
- Переключение передач
- Разборка и сборка карданной передачи.
- Описание конструкции
- Разборка и сборка мостов автомобиля.
- Редуктор заднего моста:
- Дифференциал.
- 1Вал привода задней оси; 2самоблокирующийся межосевой дифференциал; 3маслосборник; 4ведущий вал;5 картер раздаточной коробки;6 вал привода 7передней оси; 8цепная передача.
- 1Ведомая ступица;2корпус муфты, 3связанный приводным валом;4ведомый диск;5ведущий диск.
- Коробка передач грузовых автомобилей.
- Тема 1.3 Несущая система, подвеска, колеса. Содержание:
- 1.Конструкции рам автомобилей.
- Лонжеронные рамы.
- Периферийные рамы
- Вильчато-хребтовые рамы
- Несущее основание.
- Решётчатые.
- Интегрированная в кузов рама (Frame-in-body, UniFrame)
- 2.Передний управляемый мост.
- 3.Колеса и шины.
- Механика
- 4.Типы подвесок, назначение, принцип работы.
- По управляемости
- Элементы подвески
- 5.Виды кузовов, кабин различных автомобилей.
- Закрытые
- Открытые
- Грузопассажирские
- Лабораторная работа №15
- Разборка и сборка подвески легкового автомобиля.
- Кабина.
- Мост легкового автомобиля.
- Лабораторная работа№20
- Тема 1.4 Системы управления. Содержание:
- 1.Рулевое управление – назначение, устройство, принцип действия.
- 2.Тормозные системы – назначение, устройство, принцип действия.
- Запасная тормозная система
- Стояночная тормозная система
- Вспомогательная тормозная система
- Разборка и сборка усилителя рулевого управления легкового автомобиля.
- Тема 1.5 Перспективы развития конструкции автомобиля.
- 1.Городские автомобили.
- Особенности городских автомобилей
- 2.Автомобили для междугородних перевозок. Развозные грузовики
- 3. Автомобили будущего: самые необычные изобретения ученых.
- Плавает
- Раздел 2. Электрооборудование автомобилей.
- Тема 2.1 Система электроснабжения. Содержание:
- 1.Аккумуляторные батареи, основные неисправности акб.
- Принцип действия
- Основные характеристики
- Тип батареи
- 2.Генераторные установки, основные неисправности генераторных установок.
- 3.Схемы электроснабжения, техническое обслуживание
- Лабораторные занятия:
- Разборка и сборка генератора.
- Проверка системы электроснабжения.
- Проверка приборов освещения, сигнализации
- Лабораторная работа №32 Разборка и сборка стартера
- Тема 2.2 Система зажигания. Содержание:
- 1.Виды систем зажигания (контактная , электронная). Контактная система зажигания.
- Принцип работы контактной системы зажигания
- Электронная система зажигания.
- 2.Эксплуатация систем зажигания (проверка технического состояния и определение неисправностей).
- 5. Комплексная проверка.
- Отсутствие вспышек в цилиндрах двигателя
- Затрудненный запуск двигателя и (или) работа двигателя с перебоями.
- Снижение мощности двигателя (увеличение расхода топлива, плохая приемистость).
- 6 Техническое обслуживание.
- Проверка контактной системы зажигания.
- Контрольные вопросы:
- Проверка контакно-транзисторной системы зажигания
- Проверка катушки зажигания, датчиков распределения и свечей зажигания
- Проверка бесконтактной системы зажигания
- Тема 2.3 Электропусковые системы.