Внутренний водный транспорт
Внутренний водный транспорт является одним из самых старейших видов транспорта, но мало используемый в силу того, что не все страны имеют внутренние водные ресурсы. Внутренний водный транспорт занимает последнее место по грузообороту в мире, не считая воздушного транспорта, а также по пассажирообороту и длине сети внутренних водных путей. Общая протяженность путей составляет 550 тыс. км. Развитие внутреннего водного транспорта связано с природными предпосылками, т.е. наличием рек, озер и каналов, которые пригодны для судоходства. По грузообороту внутренний водный транспорт в мире выделяются следующие страны: США, Россия, Нидерланды, Канада, Германия, Бельгия, Китай.
На речные системы Азии, Африки и Латинской Америки приходится 5% всего мирового грузооборота. Уровень развития любого вида транспорта определяется не только объемом грузооборота, но и долей каждого вида транспорта в общем грузообороте. Для водного транспорта имеем:
Нидерланды – 52%
Германия – 25%
Бельгия – 17%
США – 10%
Россия – 5,5%
По протяженности судоходных путей занимает:
I место – Россия (114,5 тыс. км)
II место – Китай (110 тыс. км)
III место – США (41 тыс. км)
IV место – Бразилия (31 тыс. км)
Далее идут Канада, Германия, Нидерланды, Бельгия, Венесуэла, Индия, Пакистан, Франция, Нигерия, Финляндия и т.д.
Речной транспорт развивается благодаря освоению новых речных систем за счет увеличения скорости движения и грузоподъемности. Это появление судов на воздушной подушке и подводных крыльях. Примерно 1/10 общей длины используемых внутренних водных путей составляют искусственные пути – шлюзы и каналы. Самые значительные из них находятся в США, Китае, России и западной Европе. Например, в США на 41 тыс. км внутренних водных путей, 31 тыс. км приходится на каналы и шлюзовые участки рек. Эта страна обладает самым большим речным и озерным флотом, общий тоннаж
которого около 21 млн. т в год. Главный район озерного судоходства в мире – это Великие Озера в США и Канаде, которые соединены с Атлантическим океаном глубоководным путём реки Святого Лаврентия, который позволяет морским судам заходить в глубь континента на 4000 км.
Важнейшие судоходные каналы и водные пути речного транспорта
1. Береговой канал (в т.ч. искусственные участки) (США): длина – 5580 км (искусственные участки – 1800 км); ширина – 40-60 км, количество шлюзов – нет.
2. Великий канал (Китай): длина – 1782 км; ширина – 40-350 км, количество шлюзов – нет.
3. Водный путь Рейн – Майн – Дунай, (в т.ч. искусственные участки) (Германия): длина – 677 км (искусственные участки – 171 км); ширина – 52 км, количество шлюзов – 18.
4. Гета-канал (в т.ч. искусственные участки) (Швеция): длина – 420 км (искусственные участки – 190 км); ширина – 24-60 км, количество шлюзов – 95.
5. Водный путь Рона – Рейн (Франция): длина – 320 км; ширина – 25-100 км, количество шлюзов – 150.
6. Канал им. Москвы (в т.ч. искусственные участки) (Россия): длина – 128 км (искусственные участки – 109 км); ширина – 86 км, количество шлюзов – 114.
- История развития транспорта
- Автомобильный транспорт
- Железнодорожный транспорт
- Трубопроводный транспорт
- Морской транспорт
- Внутренний водный транспорт
- Воздушный транспорт
- Региональные транспортные системы мира
- Транспортная система Европы
- Региональная транспортная система Северной Америки
- Транспортная система Латинской Америки и Карибского бассейна
- Транспортная система стран Ближнего Востока
- Транспортная система Африки
- Международное поясное время
- Продажа
- Перевозка
- Размещение туристов на отдых
- Автомобильный транспорт
- Железнодорожный транспорт
- Внутренний водный транспорт