Транспортная система Африки
Наиболее высокого уровня достиг транспорт в Южной и Северной Африке, наименьшего – в Западной и Центральной. Во многих странах региона основой транспортной системы служат реки. Железных дорог мало, а в некоторых государствах и вовсе отсутствуют (Нигерия, Руанда, Бурундия). Транспортная подвижность населения Африки самая низкая в мире – менее 300 км поездок на одного жителя в год. Доля авиаперевозок всего континента составляет всего 2,5%, т.е. это доля Германии или Италии. Получив независимость, молодые государства континента в первую очередь создают свои транспортные системы для осуществления международных связей внутри региона и за пределами континента.
Связи между региональными транспортными системами
Региональные транспортные системы являются звеньями мировой транспортной сети. Они связаны между собой грузо- и пассажиропотоками. Отражая объективно сложившееся географическое разделение труда, эти потоки не редко сохраняют свою устойчивость на протяжении десятилетий, но бывают среди них относительно недолговременные. Межсистемные потоки обслуживаются всеми видами транспорта, но преимущественно воздушным и морским. Пример: связь стран СНГ и Европой осуществляется, как правило, сухопутными видами транспорта (железнодорожным, автомобильным), а только затем используется воздушный транспорт. В связях между большинством других региональных систем мира важную роль играет морской транспорт. Особенностью работы морского транспорта является то, что океан – это единый простор и морские дороги безграничны. Однако, отдельные акватории мирового океана далеко неоднозначны для транспортной связи. На формирование направлений и интенсивности использования морских путей влияют:
- географические факторы (конфигурация береговой линии, климатические условия, наличие природных и искусственных проёмов);
- размещение и хозяйственная специфика территории (имеются в виду территории, которые отправляют и принимают пассажиро- и грузопотоки);
- наличие оснащенных портов.
Ведущую роль в мировом судоплаваньи играет бассейн Атлантического океана, где морские перевозки достигли наибольшей интенсивности. Атлантический океан, начиная с периода великих географических открытий, держит первенство в мировом судоходстве. Высокий уровень развития стран по обе стороны Северной Атлантики и активные внешнеэкономические связи между странами Европы и Северной Америки определяют формирование в этом районе мощных потоков грузов. На Атлантический океан приходится 50%, а вместе со Средиземноморьем – 60% всех мировых морских перевозок. Побережье Атлантики имеет выход в большинство стран Европы, в том числе и в Украину, страны большей части Африки, Северной и Южной Америки. Интенсивно используется Средиземное море, на берегах которого расположены порты Южной Европы, Северной Африки и Ближнего Востока. В Средиземноморский бассейн через Босфор и Дарданелу имеют выход в Атлантический океан и корабли Украины. Главные пути связывают порты Европы и США, а также идут от портов Европы на юг побережья Северной Америки и вокруг Африки в Индийский океан, от портов США – в зону Карибского бассейна и далее или в Тихий океан через Панамский канал, или в Южную Атлантику. Примерно 75% общего числа портов мира, а их всего более 2000, расположены на берегах Атлантики, в т.ч. половина из них – в Европе. Среди них Роттердам, Марсель, Гавр, Антверпен, Генуя, Лондон, Гамбург, Одесса, Нью-Йорк, Филадельфия, относящиеся к числу крупнейших в мире. В Атлантическом океане проходят основные потоки:
1) нефти из стран Персидского залива, северной и Западной Африки и Карибского моря;
2) железной руды из стран Западной Африки, Южной Америки и Канады;
3) каменного угля из США;
4) бокситов из стран Западной Африки и Карибского бассейна.
А также перевозятся древесина, зерно, фосфориты, сахар-сырец и генеральные грузы.
Имеется два главных выхода в Атлантический океан из глубинных частей Европы – это проливы Ла-Манш и Гибралтарский. Через Ла-Манш ежегодно проходит примерно 300 тыс. судов, а через Гибралтарский – 100 тыс. судов. Большая часть из них обслуживают трассы, связывающие Европу и Северную Америку, но многие идут в Латинскую Америку и Африку. Количество грузов на Атлантических линиях все время растет, тогда, как число пассажиров уменьшается, несмотря на то, что на этих линиях используются самые быстроходные и комфортабельные лайнеры.
Воздушные перевозки, наоборот, по обслуживанию пассажиров возросли и даже грузовые перевозки воздушным транспортом начинают потихоньку возрастать.
Самый быстроходный морской лайнер преодолевает расстояние от Гавра до Нью-Йорка за 4 суток, тогда как турбореактивному самолету на это нужно всего 8 часов.
В пассажирских перевозках между Европой и Азией господствует воздушный транспорт. Основные авиалинии проходят вдоль окраины материка Евразии либо через район Северного полюса (трассы, ведущие в Японию).
Несмотря на наличие железных и шоссейных дорог, которые связывают Европу и Азию, основные потоки грузов идут морем. Более100 лет Суэцкий канал служит кратчайшей дорогой на европейско-азиатских трассах. По сравнению с трассами, идущими вокруг Африки, канал сокращает путь от Одессы до Бомбея втрое, от Лондона до Бомбея – вдвое.
Характеристики Суэцкого канала:
- Длина – 193 км;
- Ширина – 190-365 м;
- Глубина – 20 м;
- Время прохода – 15 ч;
- Грузооборот – 360 млн. т;
- Судооборот – 50 судов в сутки;
- Тоннаж пропускных судов – до 150 тыс. т.
В северном направлении перевозятся около 200 млн. т. в год:
Нефть и нефтепродукты – 54%;
Руда и металлы – 7%;
Угол-кокс – 5%;
Зерно – 2%;
Прочие грузы – 32%.
В южно направлении перевозятся около 160 млн. т. в год:
Нефть и нефтепродукты – 15%;
Зерно – 8%;
Удобрения – 12%;
Металлоизделия – 9%;
Цемент – 5%;
Прочие грузы – 51%.
Сокращение пути при использовании Суэцкого канала
№ |
Порты отправления и назначения | Протяженность в морских милях |
| ||
через канал | вокруг Африки |
| |||
1 | Одесса – Бомбей | 4198 | 11878 |
| |
2 | Генуя – Бомбей | 4478 | 10576 |
| |
3 | Марсель – Бомбей | 4573 | 9824 |
| |
4 | Лондон – Бомбей | 6260 | 10721 |
| |
5 | Гамбург – Бомбей | 6567 | 11028 |
| |
6 | Лондон – Калькутта | 7945 | 11597 |
| |
7 | Ливерпуль – Йокогама | 11113 | 14436 |
| |
Сокращение пути | |||||
морские мили |
% | ||||
7690 | 64,7 | ||||
6098 | 57,7 | ||||
5251 | 53,5 | ||||
4461 | 41,6 | ||||
4461 | 40,5 | ||||
3652 | 31,5 | ||||
3323 | 23 |
Тихий океан, как и Атлантический, связывает между собой несколько региональных транспортных систем. Его пересекают самые длинные морские и авиатрассы, которые соединяют Азию, Америку и Австралию. Через Панамский канал многие судоходные пути выходят в Атлантику.
Характеристики Панамского канала:
- Длина – 82 км;
- Ширина – 150-305 м;
- Глубина – 13 м;
- Время прохода – 8 ч;
- Грузооборот – 170 млн. т;
- Судооборот – 40 судов в сутки;
- Тоннаж пропускных судов – 65-70 тыс. т;
- Количество шлюзов – 12.
Сокращение пути при использовании Панамского канала
№ |
Порты отправления и назначения | Протяженность в морских милях | |
через канал | другим путем | ||
1 | Нью-Йорк – Сан-Франциско | 5263 | 13107М |
2 | Нью-Йорк – Ванкувер | 6050 | 13907М |
3 | Нью-Йорк – Вальпарансо | 4627 | 8337 |
4 | Ливерпуль – Сан-Франциско | 7930 | 13507 |
5 | Ливерпуль – Ванкувер | 8717 | 14317 |
6 | Нью-Йорк – Йокогама | 9700 | 13042 |
7 | Нью-Йорк – Сидней | 9692 | 13051А |
8 | Нью-Йорк – Шанхай | 10584 | 12324С |
9 | Нью-Йорк – Сингапур | 8885 | 10141С |
морские мили |
% |
7844 | 59,8 |
7857 | 56,5 |
3710 | 47,5 |
5577 | 41,3 |
5600 | 39,1 |
3342 | 25,6 |
3359 | 25,7 |
1740 | 14,1 |
1256 | 12,4 |
М – через Магеланов пролив
А – вокруг Африки
С – через Суэцкий канал
В Индийском океане, на который приходится менее 1/6 перевозок, основными путями перевозок грузов являются пути транспортировки нефти из стран Персидского залива в Европу и Японию, по морским путям, которые идут вдоль южного побережья Азии. В зависимости от природных условий велика и многообразна, однако с развитием научно-технического потенциала она постепенно уменьшается. В Европе, например, многие реки соединены каналами, железные и автомобильные дороги пересекли Альпы, Пиренеи, Апеннины. Расширяется сеть нефте- и газопроводов. Противоположные берега Северного и Балтийского морей связаны между собой паромными переправами. В Японии сооружен 54-х километровый железнодорожный тоннель между Хонсю и Хоккайдо. В Таиланде сооружен судоходный канал через перешеек Кра, который позволяет огибать Малагский полуостров. По мере расширения международного и межрайонного географического разделения труда, выполнения международных программ развития транспортных систем, а также охраны окружающей среды, будет возникать необходимость в новых изменениях в отраслевой и территориальной структуре мировой транспортной системы.
- История развития транспорта
- Автомобильный транспорт
- Железнодорожный транспорт
- Трубопроводный транспорт
- Морской транспорт
- Внутренний водный транспорт
- Воздушный транспорт
- Региональные транспортные системы мира
- Транспортная система Европы
- Региональная транспортная система Северной Америки
- Транспортная система Латинской Америки и Карибского бассейна
- Транспортная система стран Ближнего Востока
- Транспортная система Африки
- Международное поясное время
- Продажа
- Перевозка
- Размещение туристов на отдых
- Автомобильный транспорт
- Железнодорожный транспорт
- Внутренний водный транспорт