Железнодорожный транспорт
Протяженность ж/д сети по странам мира.
№ п/п |
Весь мир и страны первой десятки |
Протяжен-ность, тыс. км |
% |
1 | США | 200 |
|
2 | Канада | 90 |
|
3 | Россия | 87 |
|
4 | Индия | 63 |
|
5 | Китай | 53 |
|
6 | Германия | 45 |
|
7 | Аргентина | 40 |
|
8 | Австралия | 36 |
|
9 | Франция | 34 |
|
10 | Бразилия | 31 |
|
13 | Украина | 23 |
|
В т.ч. с электрофицированных |
% |
Густота, км/1000км2 | Место по густо-те |
- | - | 21 | 3 |
- | - | 9 | 6 |
37,41 | 43 | 5 | 8 |
6,93 | 11 | 19 | 4 |
5,83 | 11 | 6 | 7 |
18 | 10 | 125 | 1 |
- | - | 13 | 5 |
- | - | 4,5 | 9 |
11,56 | 34 | 60 | 2 |
- | - | 3,5 | 11 |
- | - | 4,5 | 9 |
Основные ж/д магистрали мира:
1. Транссибирская магистраль (9332 км) Москва – Челябинск – Новосибирск – Хабаровск – Владивосток.
2. Трансазиатская магистраль (7000 км) Стамбул – Анкара – Тегеран – Керман – Лахор – Дели – Калькутта – Дакка – Читтагонг.
3. Трансканадская магистраль (4900 км) Принс Руперт – Эдмонтон – Виннипег – Монреаль – Квебек.
4. Трансавстралийская магистраль (3160 км) Сидней – Мельбурн – Аделаида – Перт.
5. Трансюжноамериканская магистраль (3000 км) Сан-Паулу – Корумта – Ла Пас – Антофаласта.
6. Трансмагрибская магистраль (1900 км) Марокко – Тунис.
Длина нефте- и газопроводов в отдельных странах мира.
№ |
Страна | Длина нефтепровода, тыс.км |
1 | США | 325 |
2 | Россия | 66 |
3 | Канада | 50 |
4 | Китай | 8 |
5 | Саудовская Аравия | 8 |
6 | Индия | 6 |
7 | Мексика | 6 |
8 | Франция | 6 |
9 | Иран | 6 |
№ |
Страна | Длина газопровода, тыс.км |
1 | США | 440 |
2 | Россия | 148 |
3 | Канада | 95 |
4 | Германия | 55 |
5 | Франция | 30 |
6 | Италия | 18 |
7 | Нидерланды | 16 |
8 | Польша | 10 |
9 | Чехия | 10 |
Основные трубопроводы мира:
1. «Дружба» Россия – Восточная Европа (5,5 тыс. км)
2. Редвотер – порт-Кредит (Канада) (4,8 тыс. км.)
3. Эдмонтон – Монреаль – (Канада) (3, 2 тыс. км)
4. Трансаравийский: м. Абкайк (Саудовская Аравия) – Порт-Санд (Ливан) (1,2 тыс. км)
Газопроводы:
Лангвью – Филадельфия (США) (2 тыс. км)
Продуктопроводы (бензин, аммиак, этилен):
1. Хьюстон – Нью-Йорк (США) (2,5 тыс. км
2. Бьюмонт – Линдон (США) (2,4 тыс. км)
Морской транспорт
Динамика тоннажа мирового морского транспорта.
Годы | Валовая вместимость, тыс. бр.-рег. т |
% изменения |
1960 | 130 | - |
1965 | 180 | 38,5 |
1970 | 205 | 57,7 |
1975 | 340 | 130,8 |
1980 | 420 | 223,1 |
1985 | 400 | 207,7 |
1990 | 425 | 227 |
2000 | 438 | 237 |
Грузовместимость, тыс. бр.-рег. т |
% изменения |
170 | - |
220 | 29,4 |
320 | 88,2 |
540 | 217,6 |
640 | 276,5 |
620 | 264,7 |
665 | 291,2 |
695 | 308,8 |
Бр.-рег. т – брутто - регистровая тонна (100 куб. фунтов = 2,83 м3)
Морские суда плавают под флагами более 100 стран мира. Все, даже сухопутные страны, стараются иметь свой флот. 2/3 тоннажа мирового флота сосредоточены под флагами 10 стран:
1. Панама – 64 млн. бр.-рег. т
2. Либерия – 58 млн. бр.-рег. т
3. Греция – 30 млн. бр.-рег. т
4. Кипр – 24 млн. бр.-рег. т
5. Япония – 23 млн. бр.-рег. т
6. Багамы – 22,9 млн. бр.-рег. т
7. Норвегия – 22,2 млн. бр.-рег. т
8. Россия – 16,3 млн. бр.-рег. т
9. Китай – 15,8 млн. бр.-рег. т
10. США – 14,4 млн. бр.-рег. т Мальта,Филиппины
,,,,,,,,,,,,,,
15. Украина – 7,0 млн. бр.-рег. т
Более половины всех грузов, перевозимых морским транспортом, приходится на нефть и нефтепродукты. Из каждых 10 т. добываемой нефти в мире, 6 т. перевозится морским транспортом.
Второе место в мировом грузообороте занимают навалочные и насыпные грузы: каменный уголь, железная руда, марганец, фосфориты, древесина, зерно, сахар-сырец и т.д. Среди них в последнее время первое место занимает железная руда.
Примерно 20% всех идущих морем грузов составляют так называемые генеральные грузы, которые транспортируются с использованием контейнеров. В связи с этим расширяется флот контейнеровозов и лифтеровозов.
Морские перевозки обслуживаются портами:
Европа – около 900
Америка – около 500
Азия – около 400
Универсальные порты мира с грузооборотом более 50 млн.т
№ | Порт | Страна | Грузо-оборот, млн. т |
1 | Роттердам | Нидерланды | 290 |
2 | Сингапур | Сингапур | 190 |
3 | Новый Орлеан | США | 175 |
4 | Нью-Йорк | США | 155 |
5 | Кобе | Япония | 170 |
6 | Тиба | Япония | 135 |
7 | Нагоя | Япония | 130 |
8 | Хьюстон | США | 125 |
9 | Йокогама | Япония | 125 |
10 | Шанхай | Китай | 115 |
11 | Марсель | Франция | 95 |
12 | Осака | Япония | 95 |
13 | Кавасаки | Япония | 90 |
14 | Гавр | Франция | 85 |
15 | Антверпен | Бельгия | 85 |
16 | Токио | Япония | 80 |
17 | Куре | Япония | 80 |
18 | Гонконг | Китай | 80 |
19 | Батон-Руж | США | 80 |
20 | Гамбург | Германия | 65 |
21 | Лондон | Велико-британия | 60 |
22 | Корпус-Кристи | США | 60 |
23 | Генуя | Италия | 55 |
24 | Филадель-фия | США | 55 |
25 | Ванкувер | Канада | 55 |
26 | Гаосюн | о. Тайвань | 55 |
27 | Тампа | США | 50 |
Специализированные порты экспорт нефти в Персидском заливе: Рас-Таннура (Саудовская Аравия), Мина-Эль-Ахмади (Кувейт), О’Харк (Иран).
К числу крупных нефтеэкспортных портов принадлежат: Бонни (Нигерия), Тампико (Мексика), Эс-Сидер (Ливия), Валдиз (Аляска).
К числу железно-рудных экспортных портов принадлежат: Тубаран (Бразилия), Порт-Хендленд (Австралия), Сент-Иль (Канада).
К числу портов по вывозу угля принадлежат: Хемптон-Роудз (США), Ричард-Бей (ЮАР), Ньюкасл (Англия).
По вывозу фосфоритов: Тампа (Канада).
- История развития транспорта
- Автомобильный транспорт
- Железнодорожный транспорт
- Трубопроводный транспорт
- Морской транспорт
- Внутренний водный транспорт
- Воздушный транспорт
- Региональные транспортные системы мира
- Транспортная система Европы
- Региональная транспортная система Северной Америки
- Транспортная система Латинской Америки и Карибского бассейна
- Транспортная система стран Ближнего Востока
- Транспортная система Африки
- Международное поясное время
- Продажа
- Перевозка
- Размещение туристов на отдых
- Автомобильный транспорт
- Железнодорожный транспорт
- Внутренний водный транспорт