logo
Матер

Морской транспорт

Среди видов транспорта наибольшее значение имеет морской транспорт, который уже около века занимает первое место в мировом грузообороте, обеспечивая 4/5 объема работы транспорта.

Динамика тоннажа мирового морского транспорта.

Годы

Валовая вместимость, тыс. бр.-рег. т

% изменения

1960

130

-

1965

180

38,5

1970

205

57,7

1975

340

130,8

1980

420

223,1

1985

400

207,7

1990

425

227

2000

438

237

Грузовместимость, тыс. бр.-рег. т

% изменения

170

-

220

29,4

320

88,2

540

217,6

640

276,5

620

264,7

665

291,2

695

308,8

Бр.-рег. т – брутто - регистровая тонна (100 куб. фунтов = 2,83 м3)

Морские суда плавают под флагами более 100 стран мира. Все, даже сухопутные страны, стараются иметь свой флот. 2/3 тоннажа мирового флота сосредоточены под флагами 10 стран:

1. Панама – 64 млн. бр.-рег. т

2. Либерия – 58 млн. бр.-рег. т

3. Греция – 30 млн. бр.-рег. т

4. Кипр – 24 млн. бр.-рег. т

5. Япония – 23 млн. бр.-рег. т

6. Багамы – 22,9 млн. бр.-рег. т

7. Норвегия – 22,2 млн. бр.-рег. т

8. Россия – 16,3 млн. бр.-рег. т

9. Китай – 15,8 млн. бр.-рег. т

10. США – 14,4 млн. бр.-рег. т

,,,,,,,,,,,,,,

15. Украина – 7,0 млн. бр.-рег. т

Среди стран мира специфическое место занимают страны «выгодного» или «удобного» плаванья. Выгодного потому что в этих странах льготный режим налогообложения, дешевая рабочая сила и низкие требования к технике безопасности. Судовладельцы развитых стран приписывают свои суда к портам таких стран для получения максимальной прибыли. К таким стран относятся:

До середины 90-х гг. прошлого тысячелетия Либерия занимала первое место по тоннажу как наливного, так и сухогрузного флота. Общий тоннаж флота Либерии – превышал суммарный тоннаж таких традиционных морских держав, как Великобритания, Франция, Германия, Норвегия, Швеция, Италия, Дания и Нидерланды. Рост морских перевозок связан с увеличением трансокеанских грузопотоков, что в свою очередь является следствием развития международного географического распределения труда. Более половины всех грузов, перевозимых морским транспортом,

приходится на нефть и нефтепродукты. Из каждых 10 т. добываемой нефти в мире, 6 т. перевозится морским транспортом. Это повлияло на структуру и состав мирового транспортного флота, 50% которого составляют танкеры, преимущественно крупнотоннажные. Грузовместимость танкера начинается со 100 тыс. т. и заканчивается 1 млн. т. и более. Габариты танкера 500 – тысячника составляют: длина более 380 м, а его осадка с грузом превышает 28 м. Порты Западной Европы и США за малым исключением не приспособлены для приема подобных судов. Их не могут пропустить ни один из международных каналов. Например, крупнейшие японские супертанкеры на пути из Персидского залива домой вынуждены делать крюк, длиной 2000 км вокруг Малахского канала.

Второе место в мировом грузообороте занимают навалочные и насыпные грузы: каменный уголь, железная руда, марганец, фосфориты, древесина, зерно, сахар-сырец и т.д. Среди них в последнее время первое место занимает железная руда.

Примерно 20% всех идущих морем грузов составляют так называемые генеральные грузы, которые транспортируются с использованием контейнеров. В связи с этим расширяется флот контейнеровозов и лифтеровозов.

Что касается морских пассажирских перевозок, то они резко сократились из-за конкуренции воздушного транспорта. Крупнейшие лайнеры чаще стоят на приколе или их используют как плавающие отели. Морские перевозки обслуживаются портами:

Европа – около 900

Америка – около 500

Азия – около 400

Все морские порты разделяются на два основных типа:

1. Универсальные, т.е. порты, которые принимают и обрабатывают самые различные грузы.

2. Специализированные порты, которые ориентированы на обработку какого-то одного массового продукта или товара, являющегося предметом экспорта данной страны.

Универсальные порты преобладают в экономически развитых странах с многопрофильной экономикой.

Универсальные порты мира с грузооборотом более 50 млн.т

Порт

Страна

Грузо-оборот,

млн. т

1

Роттердам

Нидерланды

290

2

Сингапур

Сингапур

190

3

Новый Орлеан

США

175

4

Нью-Йорк

США

155

5

Кобе

Япония

170

6

Тиба

Япония

135

7

Нагоя

Япония

130

8

Хьюстон

США

125

9

Йокогама

Япония

125

10

Шанхай

Китай

115

11

Марсель

Франция

95

12

Осака

Япония

95

13

Кавасаки

Япония

90

14

Гавр

Франция

85

15

Антверпен

Бельгия

85

16

Токио

Япония

80

17

Куре

Япония

80

18

Гонконг

Китай

80

19

Батон-Руж

США

80

20

Гамбург

Германия

65

21

Лондон

Велико-британия

60

22

Корпус-Кристи

США

60

23

Генуя

Италия

55

24

Филадель-фия

США

55

25

Ванкувер

Канада

55

26

Гаосюн

о. Тайвань

55

27

Тампа

США

50

Специализированные порты характерны для развивающихся стран, крупнейшие из них возникли в связи с экспортом нефти и находятся в Персидском заливе: Рас-Таннура (Саудовская Аравия), Мина-Эль-Ахмади (Кувейт), О’Харк (Иран).

Все эти порты могут принимать самые крупные супертанкеры и их суммарный грузооборот в период максимальной добычи и экспорта нефти превышал грузооборот порта Роттердама. К числу крупных нефтеэкспортных портов принадлежат: Бонни (Нигерия), Тампико (Мексика), Эс-Сидер (Ливия), Валдиз (Аляска).

К числу железно-рудных экспортных портов принадлежат: Тубаран (Бразилия), Порт-Хендленд (Австралия), Сент-Иль (Канада).

К числу портов по вывозу угля принадлежат: Хемптон-Роудз (США), Ричард-Бей (ЮАР), Ньюкасл (Англия).

По вывозу фосфоритов: Тампа (Канада).