Внутренний водный транспорт
По грузообороту внутренний водный транспорт в мире выделяются следующие страны: США, Россия, Нидерланды, Канада, Германия, Бельгия, Китай.
На речные системы Азии, Африки и Латинской Америки приходится 5% всего мирового грузооборота. Доля водного транспорта в общем грузообороте:
Нидерланды – 52%
Германия – 25%
Бельгия – 17%
США – 10%
Россия – 5,5%
По протяженности судоходных путей занимает:
I место – Россия (114,5 тыс. км)
II место – Китай (110 тыс. км)
III место – США (41 тыс. км)
IV место – Бразилия (31 тыс. км)
Далее идут Канада, Германия, Нидерланды, Бельгия, Венесуэла, Индия, Пакистан, Франция, Нигерия, Финляндия и т.д.
Важнейшие судоходные каналы и водные пути речного транспорта
1. Береговой канал (в т.ч. искусственные участки) (США): длина – 5580 км (искусственные участки – 1800 км); ширина – 40-60 км, количество шлюзов – нет.
2. Великий канал (Китай): длина – 1782 км; ширина – 40-350 км, количество шлюзов – нет.
3. Водный путь Рейн – Майн – Дунай, (в т.ч. искусственные участки) (Германия): длина – 677 км (искусственные участки – 171 км); ширина – 52 км, количество шлюзов – 18.
4. Гета-канал (в т.ч. искусственные участки) (Швеция): длина – 420 км (искусственные участки – 190 км); ширина – 24-60 км, количество шлюзов – 95.
5. Водный путь Рона – Рейн (Франция): длина – 320 км; ширина – 25-100 км, количество шлюзов – 150.
6. Канал им. Москвы (в т.ч. искусственные участки) (Россия): длина – 128 км (искусственные участки – 109 км); ширина – 86 км, количество шлюзов – 114.
Крупнейшие аэропорты мира
№ | Аэропорт | Пропускная способность, млн. пас. в год |
США | ||
1 | Чикаго (О’Хара) |
60 |
2 | Даллас | 58 |
3 | Лос-Анжелес | 45 |
4 | Атланта | 43 |
5 | Нью-Йорк (Кеннеди) |
30 |
Европа | ||
1 | Лондон (Хитроу) |
40 |
2 | Франкфурт- на-Майне |
26 |
3 | Париж (Орли) |
24 |
4 | Лондон (Гатвик) |
21 |
5 | Париж (Де Голль) |
21 |
Япония | ||
1 | Токио (Ханеда) |
37 |
2 | Осака | 22 |
3 | Токио (Нарита) |
17 |
Иногда крупнейшие города имеют более одного аэропорта:
Москва (Россия) – 5
Нью-Йорк (США) – 3
Париж (Франция) – 2
Лондон (Великобритания) – 2
Токио (Япония) – 2
Киев (Украина) – 2
Мировая сеть авиалиний состоит из следующих направлений:
1. Между Европой и Северной Америкой.
2. Между Европой и Южной Америкой.
3. Между Европой и Ближним Востоком.
4. Между Европой и Южной, Юго-Восточной, Восточной Азией, а также Австралией.
5. Между Европой и Африкой.
6. Между США и Восточной и Юго-Восточной Азией.
7. Между США и Южной Америкой.
8. Между США и Австралией.
Самые главные воздушные державы мира:
США (а/к «Delta»)
Россия (а/к «Аэрофлот»)
Япония (а/к «JAL»)
Великобритания (а/к «British Airways»)
Франция (а/к «Air France»)
Германия (а/к «Lufthansa»)
Сингапур (а/к «Singapore airlines»)
Региональные транспортные системы мира
Региональная структура мировой транспортной системы зависит от:
1) уровня развития и размещения производства в разных частях земного шара;
2) характера размещения населения;
3) различий природных условий и ресурсов;
4) общественного строя.
Примерно 75% общего числа портов мира, а их всего более 2000, расположены на берегах Атлантики, в т.ч. половина из них – в Европе. Среди них Роттердам, Марсель, Гавр, Антверпен, Генуя, Лондон, Гамбург, Одесса, Нью-Йорк, Филадельфия, относящиеся к числу крупнейших в мире. В
Атлантическом океане проходят основные потоки:
1) нефти из стран Персидского залива, северной и Западной Африки и Карибского моря;
2) железной руды из стран Западной Африки, Южной Америки и Канады;
3) каменного угля из США;
4) бокситов из стран Западной Африки и Карибского бассейна.
А также перевозятся древесина, зерно, фосфориты, сахар-сырец и генеральные грузы.
Имеется два главных выхода в Атлантический океан из глубинных частей Европы – это проливы Ла-Манш и Гибралтарский.
Характеристики Суэцкого канала:
- Длина – 193 км;
- Ширина – 190-365 м;
- Глубина – 20 м;
- Время прохода – 15 ч;
- Грузооборот – 360 млн. т;
- Судооборот – 50 судов в сутки;
- Тоннаж пропускных судов – до 150 тыс. т.
В северном направлении перевозятся около 200 млн. т. в год:
Нефть и нефтепродукты – 54%;
Руда и металлы – 7%;
Угол-кокс – 5%;
Зерно – 2%;
Прочие грузы – 32%.
В южно направлении перевозятся около 160 млн. т. в год:
Нефть и нефтепродукты – 15%;
Зерно – 8%;
Удобрения – 12%;
Металлоизделия – 9%;
Цемент – 5%;
Прочие грузы – 51%.
Сокращение пути при использовании Суэцкого канала
№ |
Порты отправления и назначения | Протяженность в морских милях | |
через канал | вокруг Африки | ||
1 | Одесса – Бомбей | 4198 | 11878 |
2 | Генуя – Бомбей | 4478 | 10576 |
3 | Марсель – Бомбей | 4573 | 9824 |
4 | Лондон – Бомбей | 6260 | 10721 |
5 | Гамбург – Бомбей | 6567 | 11028 |
6 | Лондон – Калькутта | 7945 | 11597 |
7 | Ливерпуль – Йокогама | 11113 | 14436 |
Сокращение пути |
| |
морские мили |
% | |
7690 | 64,7 | |
6098 | 57,7 | |
5251 | 53,5 | |
4461 | 41,6 | |
4461 | 40,5 | |
3652 | 31,5 | |
3323 | 23 |
Характеристики Панамского канала:
- Длина – 82 км;
- Ширина – 150-305 м;
- Глубина – 13 м;
- Время прохода – 8 ч;
- Грузооборот – 170 млн. т;
- Судооборот – 40 судов в сутки;
- Тоннаж пропускных судов – 65-70 тыс. т;
- Количество шлюзов – 12.
Сокращение пути при использовании Панамского канала
№ |
Порты отправления и назначения | Протяженность в морских милях | |
через канал | другим путем | ||
1 | Нью-Йорк – Сан-Франциско | 5263 | 13107М |
2 | Нью-Йорк – Ванкувер | 6050 | 13907М |
3 | Нью-Йорк – Вальпарансо | 4627 | 8337 |
4 | Ливерпуль – Сан-Франциско | 7930 | 13507 |
5 | Ливерпуль – Ванкувер | 8717 | 14317 |
6 | Нью-Йорк – Йокогама | 9700 | 13042 |
7 | Нью-Йорк – Сидней | 9692 | 13051А |
8 | Нью-Йорк – Шанхай | 10584 | 12324С |
9 | Нью-Йорк – Сингапур | 8885 | 10141С |
Сокращение пути | |
морские мили |
% |
7844 | 59,8 |
7857 | 56,5 |
3710 | 47,5 |
5577 | 41,3 |
5600 | 39,1 |
3342 | 25,6 |
3359 | 25,7 |
1740 | 14,1 |
1256 | 12,4 |
М – через Магеланов пролив
А – вокруг Африки
С – через Суэцкий канал
Полночь 24:00 12:00 a.m.
+ 1 мин 00:01 00:01 a.m.
+ 30 мин 00:30 00:30 a.m.
+ 1 час 01:00 01:00 a.m.
Полдень 12:00
+ 1 мин 12:01 00:01 p.m.
+ 30 мин 12:30 00:30 p.m.
+ 1 час 13:00 01:00 p.m.
Основными факторами развития международного туризма являются:
1) научно-техническая революция, обусловившая совершенно новый уровень производительных сил;
2) уровень урбанизации, заставляющий жителей больших городов искать места отдыха в других районах и странах;
3) транспортная революция, особенно развитие автомобильного и авиационного транспорта;
4) общее повышение качества и уровня жизни, увеличение продолжительности отпусков и увеличение доходов;
5) общий рост культуры, вызывающий рост познавательных потребностей людей.
Доля туризма в общих доходах стран мира.
№ |
Страна | Доля туризма в общих доходах, % |
1 | США, Великобритания | 5 |
2 | Франция, Дания | 7 – 8 |
3 | Италия, Швейцария | 11 – 12 |
4 | Португалия | > 20 |
5 | Испания, Австрия, Барбадос, Сейшельские острова |
25 – 35 |
6 | Бермудские острова | > 40 |
7 | Багамские острова | 80 |
Развитие международного туризма вызвало к жизни развивающегося быстрыми темпами индустрию туризма:1) предприятия, предоставляющие услуги по размещению туристов (отели, кемпинги, пансионаты, мотели, предприятия общественного питания);
2) туристические фирмы, занимающиеся организацией туризма;
3) транспортные предприятия, осуществляющие перевозку туристов;
4) учебные заведения, занимающиеся подготовкой и переквалификацией туристических кадров;
5) информационные и рекламные службы;
6) органы управления туризмом;
7) предприятия по производству товаров туристического сервиса;
8) предприятия розничной торговли.
По цели можно выделить пять главных видов туризма:
1. Рекреационный (оздоровительный) туризм – предпринимается для отдыха и лечения.
2. Экскурсионный туризм – сочетающий отдых с познавательным интересом. Это знакомство с природными, культурными и историко-архитектурными достопримечательностями.
3. Научный туризм (7%).
4. Деловой туризм – составляет приблизительно 13% и заключается в посещении стран с бизнес целями.
5. Религиозное паломничество – посещение святынь религиозными общинами.
Географическое распределение международного туризма в главных своих чертах уже сложилось и иностранных туристов привлекают следующие регионы:
первое место – Европа (65% туристического потока) – европейцы, жители США и Канады;
второе и третье место (13%) – Северная Америка и Азия. Из всего потока туристов – 75% приходится на американцев;
четвертое место (10%) – остальные регионы: Латинская Америка, Африка и Австралия.
В1972 году ЮНЕСКО приняло конвенцию «об охране всемирного культурного и природного наследия». В списке всемирного наследия числится 411 объектов, расположенных в 95 странах мира. 305 из них имеет культурно-историческое происхождение. К ним относятся уникальные ансамбли, свидетельствующие о развитии человеческой цивилизации, примерами которой могут служить:
1. Вестминстер и Тауэр в Лондоне;
2. Исторические центры Рима и Флоренции;
3. Акрополь в Афинах;
4. Центр Кракова;
5. Памятники архитектуры Ватикана;
6. Статуя Свободы в Нью-Йорке;
7. Гробница Тадж-Махал в Агре и т.д.
90 объектов наследия имеют природное происхождение. К ним относятся национальные парки:
1. США – Иелостонский и Иосемитский;
2. Австралия – Большой барьерный риф;
3. Польша – Беловежская Пуща.
Ещё 16 объектов имеют смешанное природно-культурное происхождение.
Индустрия туризма состоит из четырех секторов:
1. Продажа
2. Перевозка
3. Размещение туристов на отдых
4. Дополнительное обслуживание
Океанские круизы можно разделить на следующие категории:
1) Традиционные круизы, которые обеспечивают прогулку по морю на период 15 или 21 день с не более 5 заходами в различные порты. При этом пункт отправления и прибытия являются один и тот же город.
2) Воздушно-водный круиз – это когда туристы вылетают из своего города на ВС для того, чтобы присоединиться к морскому круизу в некотором порту и возвращаются домой на ВС после того, как часть круиза, которую они выбрали, закончилась.
3) Круиз воздушно-водным путешествием с наземным размещением туриста в одном из портов.
4) Малые круизы, которые являются короткими, продолжительностью от 2 до 5 дней.
- История развития транспорта
- Автомобильный транспорт
- Железнодорожный транспорт
- Трубопроводный транспорт
- Морской транспорт
- Внутренний водный транспорт
- Воздушный транспорт
- Региональные транспортные системы мира
- Транспортная система Европы
- Региональная транспортная система Северной Америки
- Транспортная система Латинской Америки и Карибского бассейна
- Транспортная система стран Ближнего Востока
- Транспортная система Африки
- Международное поясное время
- Продажа
- Перевозка
- Размещение туристов на отдых
- Автомобильный транспорт
- Железнодорожный транспорт
- Внутренний водный транспорт